В прокат выходят «Пленницы», драматический триллер канадца Дени Вильнёва, второй подряд фильм режиссёра, в котором одну из главных ролей играет Джейк Гилленхол (по стечению обстоятельств фильм «Враг», который они вместе сняли до «Пленниц», выйдет на экраны позже). В интервью оба говорят о том, что это явное начало прекрасной дружбы — что они так хорошо понимают друг друга (и им так комфортно вместе пить вино), что их сотрудничество явно не закончится на двух картинах.
Случаи, когда между режиссёром и актёром складываются особые отношения, которые они затем проносят из фильма в фильм, в мировом кино встречаются сплошь и рядом. Кто-то меняет звезд, но постоянно работает примерно с одним и тем же составом второстепенных актёров, как, например, Коэны, кто-то находит укромное местечко для старого друга в каждом своём фильме (как Стивен Соммерс для актёра Кевина Джей О’Коннора), а кто-то постоянно зовёт к себе на главные роли одних и тех же людей. Мы рассмотрим несколько примеров именно последнего варианта — когда речь идёт о взаимоотношениях режиссёра и звезды фильма.
Мартин Скорсезе и Роберт Де Ниро
Пожалуй, самый известный дуэт современного мирового кино, Скорсезе и Де Ниро сделали вместе восемь фильмов — и им без сомнения некисло помог тот факт, что как минимум пара из их ранних совместных фильмов («Злые улицы» и «Таксист») практически сразу завоевала репутацию картин знаковых, меняющих само лицо современного кинематографа. Ещё одной важной чертой этих взаимоотношений было то, что участники дуэта регулярно ставили перед собой новые задачи — вместе они делали не только размашистые гангстерские эпосы («Хорошие парни», «Казино»), но и комедии («Король комедии»), психопатологические триллеры («Мыс страха») и сентиментальные мюзиклы («Нью-Йорк, Нью-Йорк»).
Плюс: Мартин Скорсезе и Леонардо Ди Каприо
Не будем выносить Скорсезе ещё раз отдельным пунктом, но и не упомянуть о его новой музе, найденной им в нулевые в лице Ди Каприо тоже никак нельзя. Начиная с «Банд Нью-Йорка», Ди Каприо играл главную роль в каждом фильме Скорсезе (за исключением «Хранителя времени») — вместе они сделали уже пять картин, считая и «Банды», и выходящего в этом году «Волка с Уолл-стрит»; и именно в эпоху Ди Каприо режиссёру наконец-то дали персональный «Оскар» за режиссуру.
Уэс Андерсон и Билл Мюррей
В каком-то смысле, своему позднему карьерному ренессансу Билл Мюррей обязан именно Уэсу Андерсону. Если бы не настойчивость молодого режиссёра, проявившего готовность отложить съемки своей второй картины «Академия „Рашмор“» на целых полгода только для того, чтобы дождаться положительного ответа от известного своей закрытостью Мюррея, мы бы, возможно, так и не узнали, что смешной комик из 80-х может быть сильнейшим драматическим актёром. «Академия», где актёр сыграл грустного миллионера, вступающего в нелепое соперничество за любовь симпатичной учительницы с 15-летним школьником, стала актёрским перерождением Мюррея. С тех пор он в том или ином качестве появлялся в каждом фильме Андерсона, включая мультик «Фантастический мистер Фокс», и благополучно (и ко всеобщей радости) выступил в придуманном ему Андерсоном амплуа в фильмах других режиссёров, от Софии Копполы до Джима Джармуша.
Тим Бёртон и Джонни Депп
А вот история из серии «А как всё начиналось...» Первые совместные шаги дуэта «Бёртон — Депп» — соответственно, «Эдвард руки-ножницы» и «Эд Вуд» — были настолько прекрасны, что ни у кого не возникало никаких сомнений, что этих людей ждёт самое безоблачное творческое будущее. Однако уже к «Чарли и шоколадной фабрике», четвёртой совместной работе, стало отчаянно казаться, что этот красочный цирк заел на месте — а опыт «Алисы в стране чудес» и «Мрачных теней» окончательно подтвердил, что тандем уверенно зашёл в творческий тупик. Возможно, работа раздельно (у обоих в работе сейчас по полудюжине проектов друг без друга) поможет обоим переосмыслить и заново открыть для себя прелести будущего совместного творчества.
Вон Карвай и Тони Люн Чивай
С тех пор, как он впервые снялся во втором фильме Вона «Дикие дни», грустные глаза Тони Люна смотрели с экрана в ещё шести фильмах маэстро, в том числе и самой последней его картине «Великий мастер». Герой Люна в фильмах Вона почти всегда человек с разбитым сердцем — видимо, в этой роли он смотрится настолько органично, что Вон снова и снова придумывает ему подобных персонажей.
Джон Форд и Джон Уэйн
А вот этот творческий тандем никому не перебить, как минимум с точки зрения цифр — за 35 лет совместной работы Джон Форд и Джон Уэйн сделали вместе двадцать одну картину, с ума сойти. Львиная доля этих работ — незыблемая классика вестерна, от «Дилижанса», прорывной работы для снимавшегося уже более десятилетия актёра (и принесшего режиссёру второго из четырёх «Оскаров» за режиссуру), до таких жанровых глыб, как «Рио Гранде», «Искатели» и «Человек, который застрелил Либерти Уэланса». Забавно при этом, что их финальным совместным фильмом стал «Риф Донована», натянутая комедия положений про двух моряков-ветеранов (Уэйн и Ли Марвин), которые отмечают каждый день рождения одного из них душевной дракой в его салуне на вымышленном острове Халеакалоха.