Не зря, как показывает практика, я начал разговор о «Королевстве полной Луны» с того, что наконец-то фильмы Уэса Андерсона докатились и до Красноярска – как выяснилось в обсуждениях с друзьями, для многих эта встреча с режиссером действительно была самой первой. В этаком свете, думаю, было бы не лишним поговорить о творческом пути Уэса Андерсона – тем более он из тех режиссеров, кто обладают собственной, моментально узнаваемой (по крайней мере, во вторую или третью встречу с ним) манерой рассказывать истории.
Бутылочная ракета
Дебютный фильм Андерсона, развернутая версия его 13-минутной короткометражки, которую он снял вместе с братьями Уилсонами (Люком и Оуэном; для обоих «Ракета» была дебютом в кино) в 1992-м году. Все фирменные приёмы Андерсона оформились у него уже здесь (на момент съемок режиссеру было всего 27). Визуально стилизованное пространство, выверенные интеллектуальные диалоги, особая авторская интонация, балансирующая на тонкой грани между комедией и драмой, персонажи, весь фильм гоняющиеся за ими же самими придуманными идеалами (зачастую довольно дурацкими) и больно стукающиеся о несоответствие реальности этим выдуманным идеалам.
Опять же, здесь оформилось и окрепло партнерство Андерсона с Оуэном Уилсоном – ещё дважды после «Ракеты» эти двое становились соавторами фильмов Андерсона, ну, и вообще «Королевство полной Луны» стало первым фильмом в карьере Андерсона, к которому Уилсон не имел вообще никакого отношения. Режиссеру вообще свойственно работать с одними и теми же людьми – так, абсолютно все его фильмы снимал оператор Роберт Йеоман, а музыку к большинству из них сочинил бывший участник Devo Марк Мазерсбаух; оба, кстати, работали с Андерсоном уже на «Ракете». Фильм прошёл незаметно для зрителей, но критики оценили юного таланта. И не только критики – позже Мартин Скорсезе называл «Бутылочную ракету» одним из лучших фильмов 90-х.
Академия «Рашмор»
Фильм, сделавший Уэсу Андерсону имя и открывший миру талант Джейсона Шварцманна (которого, к слову, взяли в фильм не потому, что он был племянником Фрэнсиса Форда Копполы, а потому, что он прошёл кастинг, в котором участвовало полторы тысячи подростков). История о 15-летнем школьнике Максе Фишере (Шварцманн), который состоит во всех внеклассных секциях и кружках, дружит с печальным магнатом (Билл Мюррей), соревнуется с ним же за сердце очаровательной учительницы младших классов (Оливия Уильямс) и паталогически не успевает за всеми этими прекрасными занятиями ещё и учиться в столь любимой им школе «Рашмор», по-прежнему остаётся одним из сильнейших фильмов Андерсона. Собственно, многие видят в главном герое фильма, чрезмерно начитанном, стремящимся во что бы то ни стало казаться взрослее (с комическими последствиями) и немного упускающим за этим стремлением собственное детство подростке самого режиссера – возможно.
В любом случае, «Рашмор» окончательно цементирует свойственную Андерсону эстетику, которая будет и дальше верой и правдой служить ему из фильма в фильм – интеллектуальный юмор с непроницаемым лицом, снайперски подобранный саундтрек, идеально выстроенное визуальное пространство, превращающее реальный мир в подобие книжки с картинками, Билл Мюррей, наконец. Собственно, своего Германа Блюма Андерсон писал, имея в виду Мюррея, который на тот момент снимался редко и неохотно – так что «Рашмор» стал не только отправной точкой их многолетнего дружеского сотрудничества, но и по сути подарил Мюррею вторую карьеру звезды трагикомического кино. Да, также важно отметить, что момент, когда Мюррей на собственном дне рождения ныряет в бассейн под звуки песни «Nothin’ in the World Can Stop Me Worryin’ ‘bout That Girl» группы The Kinks – один из самых проникновенных в истории кино.
Семейка Тенненбаумов
Миниатюрный семейный эпос Уэса Андерсона – история о семье с тремя детьми-вундеркиндами, которые позврослели и превратились в грустных потерянных людей, каковые обычно населяют фильмы Уэса Андерсона. Ещё один знаковый фильм режиссера на пару с «Рашмором» - именно тут стало ясно, что у Андерсона хватает таланта и на целые поколенческие размашистые истории, в которых фигурирует более дюжины персонажей. Опять же, именно по «Семейке» видно, насколько актеры любят погружаться в особенный мир андерсоновских фильмов – помимо привычных уже для Андерсона братьев Уилсон, Мюррея и Сеймура Касселя своими талантами фильм украсили Джин Хэкман, Гвинет Пэлтроу, Бен Стиллер, Дэнни Гловер и Анджелика Хьюстон; и многие из них продемонстрировали под присмотром Андерсона свою лучшую работу.
Бесподобный мистер Фокс
Учитывая поразительное внимание Андерсона к организации в кадре мельчайших визуальных деталей, даже странно, что ему потребовалось больше десяти лет, чтобы дойти до кукольной анимации. Но в любом случае результаты этой встречи, предопределенной самой судьбой, оказались действительно великолепными. Экранизируя книжку Роальда Даля, Андерсон умудрился одновременно сохранить верность и оригиналу, и собственной эстетике – и в процессе сделать действительно увлекательный мультфильм для всей семьи, не похожий ни на какое другое произведение мировой анимации.
Королевство полной Луны
Ну, а про этот фильм я уже высказался довольно исчерпывающе, поэтому сейчас позволю себе промолчать. Надеюсь, вы не возражаете
Бонус-треки:
Поскольку в полной фильмографии Андерсона за пределом означенной пятерки осталось всего два фильма, давайте разберёмся и с ними тоже.
Водная жизнь
Самый длинный (полные два часа) и самый дорогой фильм Андерсона, «Водная жизнь» также стала первым заплывом Уэса Андерсона без сценарной помощи Оуэна Уилсона. Размашистая история абсурдной охоты вымышленного исследователя океанов Стива Зиссу (Мюррей в бесподобной красной шапочке) за акулой-ягуаром, которой, быть может, и не существует вовсе, вышла немного бесформенной и неожиданно злой. По крайней мере, зрители, привыкшие видеть в Андерсоне в первую очередь начитанного мальчишку-школьника, наверняка были ошарашены несколькими внезапными всплесками насилия, что случаются тут. Впрочем, в «Водной жизни» в любом случае достаточно абсурдного юмора и удивительных придумок, чтобы два часа с нею прошли с интересом. Так, тут есть целая серия прекрасных выдуманных животных, которых для Андерсона сделал знаменитый мультипликатор Генри Селик, а в качестве музыкального сопровождения звучат классические песни Дэвида Боуи, перепетые под акустическую гитару на португальском языке.
Поезд на Дарджилинг: Отчаянные путешественники
Понятно, что при наличии столь узнаваемой и столь особенной эстетики Андерсон рано или поздно должен был снять фильм, который с самого начала казался бы абсолютно «андерсоновским». «Поезд на Дарджилинг» - как раз такой случай; несмотря на то, что действие происходит в реальной Индии, история о трёх запутавшихся братьях, которые пытаются вернуть себе смысл жизни в совместном путешествии, выглядит повторением уже пройденного как минимум в «Семейке Тенненбаумов». Смотреть, однако, все равно приятно, этого не отнять.
P.S. Чёрт возьми, чёрт возьми, чёрт возьми – теперь же всё это счастье отчаянно хочется немедленно пересмотреть!