В прокат выходит «Астрал, глава 2» — шестой фильм, снятый 36-летним выходцем из Австралии Джеймсом Ваном всего за девять лет. Седьмым, кстати, будет «Форсаж 7» — так что это имя мы, есть вероятность, услышим в будущем ещё не раз. В этом смысле будет небесполезно прошвырнуться в прошлое и устроить небольшой экскурс по фильмографии этого парня.
Пила
Да, вот с кого начался этот разделочно-воспитательный сериал — с Вана и его соавтора сценария Ли Уоннела, также сыгравшего в «Пиле» одну из главных ролей. К чести обоих нужно отметить, что первая «Пила» была вполне убедительным камерным триллером скорее про моральные дилеммы, нежели про расчленёнку (страсть к живописному разделыванию героев по-настоящему прорезалась в «Пилах» только части к третьей). Снятая за довольно смешные деньги, «Пила» в результате стала честным культурным феноменом а-ля «Ведьма из Блэйр», окупившись более чем в пятьдесят раз. Вану и Уоннелу хватило достоинства не влезать лично ни в одно из всё более сомнительных продолжений — но в то же время хватило и смекалки остаться в проекте на правах создателей и продюсеров, чтобы с чужого уродования их в общем-то неплохого детища денежка капала не только хватким посторонним людям, но и им самим.
Мёртвая тишина
Подходящего второго шага после «Пилы» Ван ждал три года — им стала «Мёртвая тишина», ужастик про куклу чревовещателя. Несмотря на верность жанровой традиции и очередное сотрудничество с принесшим ему успех в прошлый раз партнёром Уоннелом, «Тишина» не принесла Вану схожего успеха — критики отмечали, что фильм в целом вышел довольно стильным, но вот над сценарием стоило бы поработать тщательнее.
Смертный приговор
У Вана, впрочем, был запасной план — в 2007-м году он выпустил сразу два фильма, и вторым был «Смертный приговор». Сменив регистр после двух хорроров подряд, режиссёр к своему тридцатилетию попробовал себя в мрачном триллере про месть, выполненном в жёстком духе 70-х — Кевин Бейкон сыграл здесь обычного человека, случайно оказавшегося втянутым в войну с опасной бандой. В основе «Приговора» была книжка того же автора, что написал «Жажду смерти», знаменитое кино про месть с Чарльзом Бронсоном. Стилизация получилась крепкой и честной — к тому же в этом фильме Ван проявил себя большим виртуозом в чисто визуальном плане.
Астрал
В своём новом проекте Ван снова обратился к классике страшного жанра — сюжет про семью в доме с привидениями начинался довольно стандартно, но постепенно выруливал в неожиданные стороны. К тому же режиссёра очень сильно выручало его довольно старомодное представление об ужасном — не злоупотребляя ни расчленёнкой, ни дергающейся камерой с низкочастотными звуковыми эффектами, Ван предпочитал делать ставку на правильно сконцентрированную атмосферу ужасного и точечно спланированные резкие действия. Благодаря сочетанию этих качеств «Астрал» стал самым прибыльным фильмом 2011 года — не в плане суммы общих сборов, а в плане соотношения бюджета и прибыли.
Заклятие
Тут можно было вполне подумать, что режиссёр повторяется — снова семья, снова проклятый дом, снова призраки из прошлого. На деле же режиссёр просто оттачивал мастерство — «Заклятие», выполненное приблизительно из того же материала, что и «Астрал», собрало в результате ещё больше денег и добрых зрительских отзывов, нежели его предшественник.