Главная
>
Статьи
>
Алена Казанцева: «В сексе сложно определить норму»

Алена Казанцева: «В сексе сложно определить норму»

03.10.2013
69

Тема секса по-прежнему остается в нашем обществе достаточно запретной, но вместе с тем — крайне востребованной и актуальной. Мало кто может похвастаться тем, что никогда не сталкивался с трудностями в сексуальной жизни, однако до кабинета психолога-сексолога доходят единицы... А что происходит там, за закрытой дверью у специалиста?

Алена КазанцеваМы решили обсудить это с Аленой Казанцевой. Она с 2001 года работает в качестве медицинского психолога, прошла ряд специализаций — в том числе и по психосексологии и сексуальной терапии. В данный момент — является частнопрактикующим специалистом, официальным преподавателем Профессиональной психотерапевтической лиги РФ.

Алена, ваша профессия довольно необычна. Кто такой психолог-сексолог?

Это профессия на стыке медицины и психологии. Психолог-сексолог — это специалист с базовым психологическим образованием, прошедший повышение квалификации по сексологии. Психолог-сексолог работает с людьми, имеющими проблемы психогенной этиологии в интимной сфере. Эти проблемы могут касаться как психогенного нарушения функций, так и сексуальных взаимоотношений.

А органические проблемы сексуальной сферы могут происходить от психологических?

Запросто! И наоборот, органические нарушения могут привести к психологическим. Из-за какого-то органического заболевания может впоследствии развиться психологическая проблема, которая в свою очередь может усугубить первопричину. Круг замкнется.

То есть вы хотите сказать, что психолог-сексолог, образно выражаясь, работает только словом, не применяя никаких лекарственных препаратов?

Ни в коем случае! Психолог-сексолог не имеет никакого права заниматься фармакотерапией, т.е. назначать лекарства (лекарство назначает врач, с которым психолог-сексолог сотрудничает). Более того — мы не имеем права даже раздевать клиента. Но терапия сексологичеких проблем осуществляется не только словом. Психолог-сексолог помимо консультирования, в зависимости от показаний, рекомендует определенные физические упражнения, предписывает определенное поведение, позы, применяет телесно-ориентированную терапию, гипнотерапию.

Выходит, что задача психолога-сексолога — человека из любой его сексуальной «не нормы» привести к норме. А что такое вообще норма?

Это вечный вопрос в каждой дисциплине. В сексологии норма является многозначным понятием. Например, есть индивидуальная норма: к примеру, «я считаю, что, то, что я делаю — нормально». Есть партнерская норма — когда пара выбирает определенный стиль ласк и процессов, и считает это приемлемым для себя. Есть культурная норма — так, например, в некоторых племенах сохранился такой вид секса, при котором участвуют глаза.

Выходит, что сексолог должен быть прежде всего ориентирован на обычаи той страны, в которой работает?

Разумеется! В христианской культуре — одни нормы, в мусульманской — другие, в иудейской, например, третьи... Мы должны иметь представление о культуре, правилах поведения и обычаях.

А гомосексуализм считается сексуальной нормой?

Это не заболевание, уже официально признали. Это — вариант нормы. Это сексуальная ориентация.

Если к сексологу придет человек и скажет: «Я — гомосексуалист, и мне это не нравится», то что можно с этим сделать? Убедить его, что это — нормально или перевоспитать?

Нет, перевоспитать истинного гомосексуалиста нельзя. Это — часть его природы. Есть люди, которые убеждены в своей гомосексуальности. Очень часто это молодые люди, которые начали свой путь по каким-то причинам именно с однополых отношений. И попробовав их и получив удовольствие, они со страхом прибегают к психологу. Но такой опыт и его результат совершенно не означает гомосексуальную ориентацию. Задача психолога-сексолога здесь — разобраться, на каком основании человек считает себя гомосексуалистом, развеять мифологию, которой пестрит интернет и дать грамотную информацию про сексуальное развитие.

Что вы думаете о законодательном запрете пропаганды гомосексуализма?

Несомненно, социальная «мода» очень сильно влияет и на самооценку молодых людей и на их психологическое здоровье в том числе. Гомосексуализм не должен пропагандироваться. С другой стороны, если обратиться к статистике — популяция гомосексуалистов в обществе постоянна, это и 50 лет назад было так же. А вот резонанса по теме стало больше — и отсюда ощущение, что секс-меньшинства «плодятся». И в обществе бытует мнение, что такая вот сексуальная свобода и вседозволенность приведет к тому, что гомосексуалистов станет больше. Но это не так.

К слову о вседозволенности. Тот факт, что сейчас любой человек, в том числе и ребенок, может получить доступ к информации любого содержания, порнографической продукции — это хорошо или плохо?

Россия с точки зрения развития сексуальной культуры сейчас впадает в очередную крайность. Если 30-40 лет назад секса не было вообще, то теперь его очень много. Это такая стадия развития сексуальности нашего общества. Америка прошла через это во времена сексуальной революции и эпоху хиппи. Россия сейчас находится как бы в подростковом возрасте, в пубертатной фазе. Помните, когда в 90-х отменили школьную форму и разрешили краситься в школу? Старшеклассницы с утра выглядели как индейцы, собравшиеся выйти на тропу войны. А прошло совсем немного времени и во внешнем облике юной девушки поубавилось косметики и удлинилась юбка... Я думаю, что со временем и мы «наедимся» и вот этой открытой, а иногда и дикой сексуальностью, и перейдем в стадию зрелости, когда появится культура секса.

А как быть с детьми? Нужно ли каким-то особым образом корректировать подходы к сексуальному воспитанию современного ребенка?

Обязательно! И это воспитание нужно начинать гораздо раньше, чем тот предмет, который сейчас возобновили в старших классах общеобразовательных школ — про этику и психологию семейной жизни. Сегодня старшеклассники, как в том анекдоте, сами могут научить чему угодно своего преподавателя. Разговаривать надо сильно заранее — и сейчас, кстати, появилась отличная литература о том, как рассказать детям о том, например, откуда они появились. Эти книжки рассчитаны на детей дошкольного возраста. Если ребенку все это объяснить доступно, без пошлости, без загадок и тайн, у него сформируется здоровое отношение как к сексу, так и к самому себе и своей сексуальности в будущем.

Получается, рассказывать сказку про аиста вообще нельзя?

Аист — это удобный миф. Его рассказывают и не думают о том, что ребенок потом будет делать с этим мифом. А потом ребенку во дворе объясняют, как все было на самом деле, в циничных подробностях. И в зависимости от личности рассказчика и стиля донесения могут быть разные последствия. Если до детей с детства доносить, что секс — это таинство, определенная ценность отношений, их сексуальная и супружеская жизнь будет качественно иной. Важно, чтобы ребенок понимал, что в сексе нет ничего постыдного, грязного. Что секс — это один из способов выражения близости, любви. Что в сексе есть содержание и, если хотите, некая духовность.

Выходит, информированность — главная защита от переизбытка «негативного контента»?

Конечно!

А можно быть уверенным, что если у ребенка доверительные отношения в семье, то никакого нарушения сексуального воспитания не случится?

Пожалуй, полной уверенности нет. Дело в том, что взрослые должны еще и собственным примером подтверждать свои слова. Если они рассказывают, что секс — это хорошо, а мама папу не целовала уже 10 лет, то у ребенка уже на уровне интуиции могут возникнуть сомнения. Конечно, он, когда попадает в социум, сравнивает истории про секс от своих одноклассников, видео из интернета, до которого он добирается рано или поздно, с той информацией, которая ему давалась в семье. И можно надеяться, что он выберет более рациональный путь. Победит та точка зрения, которая ближе к реальности. И если у ребенка с родителями открытые отношения, то он может спросить откровенно у них, например, про порнографию: «Почему там все не так, как вы мне рассказывали?». Если мама с папой ему смогут все доступно объяснить — то и отношение сформируется соответствующее.

Кстати, про порнографию. Вы рекомендуете смотреть ее в семьях в каких-то случаях?

При определенных сексуальных трудностях я даю в качестве домашнего задания индивидуальный и/или совместный с партнером просмотр порнографии. Могу рекомендовать определенные фильмы.

Но ведь человек должен понимать, что в реальной жизни точно так же, как в кино, не получится?

Да, но мы порнографию смотрим не для этого. Если ко мне приходит человек, неуверенный в собственных сексуальных возможностях, то я не буду просить его смотреть порно, ему это ни к чему. Совместный просмотр порно может быть заданием для пар, у которых очень много тайн друг от друга в сексуальной жизни, которые стесняются друг друга, которым некомфортна даже нагота — своя и другого человека. И притом мы же говорим сейчас не о страшной бессюжетной технической порнухе, а о красивых фильмах, которые разогревают желание. Некоторых клиентов после фильма я прошу поговорить об этом. И такой разговор дорого стоит! До сих пор в нашем обществе не принято говорить о сексе вслух. Вы ведь наверняка слышали эти смешные истории про то, как некоторые люди называют свои половые органы и сам процесс. До сих пор ходит анекдот про «Доктор, у меня ЭТО» — многие мои клиенты до сих пор называют секс именно так. Люди не говорят о сексе со своим партнером. Кто-то из них может терпеть дискомфорт и молчать, кто-то, не удовлетворив потребностей и не обсудив это с партнером, ищет утешения на стороне.

И это вне зависимости от возраста? Или молодое поколение более раскрепощенное?

Нет, я думаю, молодые просто более циничные.

Но не более стеснительные?

За циничностью как раз много можно спрятать. И стыд, и страх.

Ольга Кашубина, интернет-газета Newslab.ru

Красноярцы против психотерапевтов: Горожане стесняются «лечить голову»

Андрей Сумароков: «Количество сумасшедших в обществе — величина постоянная»

Рекомендуем почитать