Что ж, друзья — до наступления нового года осталось всего ничего, поэтому самое время оглянуться назад и окинуть горящим взором всё то, что плясало у нас перед глазами весь уходящий год.
Сначала сухие цифры — в этом году в кинотеатре я посмотрел 98 фильмов, о 96 из которых удалось вам рассказать на этих страницах (остальные два, впрочем, были освещены в блоге — видите, какой я обязательный). Хорошего было много — год вообще для кино выдался довольно интересным, в том числе для отечественного. Было много фильмов, много споров, много денег — в общем, было на что посмотреть и о чём потом радостно перетереть. Ниже — чисто субьективный список из того, что предложил нам большой отечественный кинопрокат в уходящем году.
Горько!
Главный сюрприз отечественного кинопрома за отчётный год — копеечная комедия про Настоящую Русскую Свадьбу, снятая примерно в духе «Реальных пацанов», оказалась не только гигантским народным хитом, но и умным и проникновенным фильмом о судьбах родины. Кто бы мог подумать, а.
Армагеддец
Заключительная часть вольной трилогии Эдгара Райта и Саймона Пегга — отвязная алкогольная комедия пополам с фантастическим боевиком, на деле оказывающаяся грустным размышлением о неумолимости жизни, крушении надежд юности и прочих не особенно-то смешных вещах, о которых волей-неволей задумываешься на пороге сороковника.
Возмутитель спокойствия
Упоительно мрачноватая головоломка от хорошего голландского человека Алекса ван Вармердама — ехидная социальная сатира, незаметно проглоченная жутковатой полумистической притчей.
Гравитация
Триумф космического дизайна и чистого напряжения — пожалуй, самое захватывающее во всех смыслах приключение текущего кинематографического сезона, красиво спаянное с самой простой и самой важной историей на свете — той, в которой выясняется, зачем, собственно, вообще жить.
Пленницы
Грандиозная приглушённая трагедия о том, как невероятно тяжело бывает обычному человеку стоять против непостижимого и всеобъемлющего зла — и какую немыслимую цену порой приходится платить за победу. Из бонусов — лучшая (пока) роль Джейка Гилленхола и очередной визуальный триумф супер-оператора Роджера Дикинса.
Интимные места
Лучший дебют года — сценаристы и режиссёры Чупов и Меркулова заводят сложный и тяжелый разговор о сексе и связанных с ним проблемах, причём делают это в формате интеллектуального анекдота. Кое-где не обошлось без перебигов и натянутостей, но в остальном — ребята, давайте скорее поговорим с вами ещё о чём-нибудь!
Штурм Белого дома
Лучший живой мультик уходящего сезона, увлекательнейший комический боевик по мотивам «Крепкого орешка» про то, как президента спасает не энергичный дуболом с пушкой и в майке-алкоголичке, а умная школьница с айфоном.
Тихоокеанский рубеж
Главный эпос в узком жанре «гигантские роботы против гигантских чудовищ», яркое, смешное и ужасно энергичное признание Гильермо дель Торо в любви своим любимым с детства фильмам. Кстати, персональный чемпион моего киноманского года — смотрел четыре раза, три из них в кинотеатре.
Отвязные каникулы
Хармони Корин препарирует американскую молодёжную мечту — да так, что просто загляденье.
Семейка Крудс
Увлекательный приключенческий мультик про важность познания и про инстинктивный страх перед ним
Цель номер один
Угрюмый эпический шедевр Кэтрин Бигелоу — формально про ловлю бен Ладена, а на деле про постоянную гибель на работе.
Доска позора:
Олдбой
Бессмысленный ремейк Спайка Ли попытался перещеголять корейский оригинал в жестокости — и это, пожалуй, единственное, в чём он более-менее преуспел.
Джобс: Империя соблазна
Невнятная и инертная биография Стива Джобса, не сообщающая своим зрителям о своём объекте изучения вообще ничего.
Орудия смерти: Город костей
Унылый и невнятный претендент на освободившееся место «Сумерек» — дети вроде симпатичные, но фильм бесконечно беспросветен.
Призрачный патруль
Попытка сделать новых «Людей в чёрном», с поправкой на мертвецов вместо инопланетян — чудовищная.
Человек из стали
Новый Супермен в версии Зака Снайдера (под присмотром Кристофера Нолана) должен быть стать героем душевным и мечтательным, а вышел почему-то беспечным пофигистом с блаженным лицом, не глядя сравнявшим с землёй половину вроде бы защищаемого им города.
Гостья
Надежды на новую многосерийную эпопею имени писательницы Стефани Майер тихо и мучительно умирают вместе со зрительским любопытством где-то на тридцатой минуте этой коматозной фантастики.
Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть
Джон МакКлейн умер, а это — его полуторачасовые похороны, ужасно грустное зрелище.
Просто хорошее кино: Голодные игры: И вспыхнет пламя, Тор 2: Царство тьмы, Страсти Дон Жуана, 2 ствола, Одинокий рейнджер, Университет монстров, Железный человек 3, Возвращение героя.