Режиссёр — Стивен Фрирз
В ролях: Стив Куган, Джуди Денч, Софи Кеннеди Кларк, Мэр Уиннингем, Барбара Джеффорд, Питер Херманн, Шон Мэон
Продолжительность — 99 мин.
«Почему бы мне не написать трогательную историю?» — вопрошает в ключевой момент «Филомены» герой Стива Кугана, оставшийся без работы политический обозреватель Би-Би-Си, а по совместительству законченный циник и атеист. Саму «Филомену», кажется, сделали, повинуясь схожему предельно честному и простодушному импульсу; это и правда трогательная история, но того сорта, против которого не хочется возражать.
Легко предположить, что вынесенный в начало предыдущего абзаца момент и правда произошёл в реальности с самим Куганом, не только звездой «Филомены», но и продюсером и одним из сценаристов. В основе его фильма — книга о реальной ирландской женщине Филомене Ли, которую ещё девушкой отец сдал в монастырь за рождение ребёнка вне брака. Филомена провела в монастыре четыре года, отрабатывая кров и пищу тяжелой работой, пока настоятельницы монастыря не отдали её сына на усыновление в богатую американскую семью. Женщина хранила тайну своего прошлого пятьдесят лет, пока, наконец, не решилась поведать об этом своей семье и попытаться разыскать сына.
В исполнении Кугана и ветерана английского кино Фрирза этот действительно трогательный сюжет разворачивается строго в рамках негромкой мелодрамы. Мелодрама эта, впрочем, выполнена с приятной старомодной элегантностью и даже нежным подтруниванием над собственным несколько легковесным жанром. За последнее отвечает издатель героя Кугана, постоянно предлагающий ему выходить на наиболее пронзительные ноты в своём расследовании реальной истории, и привычка Филомены пересказывать сюжеты книжек в мягких обложках, сопровождая их комментариями вроде «Я совсем не ожидала такого!» относительно самых непростительно клишированных поворотов сюжета.
А первое читается в той по-британски сдержанной интонации, с которой Куган и Фрирз рулят этой довольно многослойной историей. В «Филомене» находится место и нежной путевой комедии, в которой циник учится быть терпимее и добрее к людям, и меланхоличному детективу, и антиклерикальному выступлению, и критическому очерку об американской политике касательно эпидемии СПИДа в 80-х, и размышлению о том, как истинная вера и религиозные институции совершенно необязательно тождественны друг другу.
Попытка сбалансировать такое множество довольно амбициозных высказываний в одном фильме могла бы закончиться полным крахом, но Фрирз обращается с материалом с обманчивой лёгкостью. «Филомена» не сбивается на крик, истерику или обличение ни в одной из своих многочисленных тематических линий, изящно сдерживая всё своё множество подтекстов простой и доброжелательно-смешной историей встречи и взаимовыручки двух противоположных по характеру людей — циника и сноба, который в процессе своего расследования находит в себе душевные силы искренне за что-то переживать, и обманчиво простоватой пожилой дамы, за чьим простодушием скрывается уютная мудрость и невероятная готовность принимать мир таким, какой он есть, со всеми его недостатками.
Затрагивая тем или иным боком массу довольно болезненных тем, «Филомена» в итоге как бы говорит — да, можно стучать кулаком, обличать и скандалить, а можно грустно улыбнуться, простить и остаться в первую очередь хорошим и добрым человеком. Позиция, быть может, не совсем универсальная, но в исполнении будто бы тихонько светящейся изнутри Джуди Денч, невероятно вдохновляющая.
Вердикт — хорошая человеческая мелодрама сдержанных манер — многослойная, сложная, но всё равно полная спокойного достоинства