Главная
>
Статьи
>
Выживут только любовники / Only Lovers Left Alive

Выживут только любовники / Only Lovers Left Alive

14.04.2014
5

Режиссёр — Джим Джармуш

В ролях: Тильда Суинтон, Том Хиддлстон, Мия Васиковска, Джон Хёрт, Антон Ельчин, Джеффри Райт

Продолжительность — 123 мин.

Если перспектива очередного кино про вампиров заставляет вас только в изнеможении закатывать глаза, имейте в виду — главные два слова, которые нужно иметь в виду в связи с фильмом «Выживут только любовники» вовсе не «кино о вампирах», а «Джим Джармуш».

В фильмографии Джармуша есть и вестерн, и гангстерское кино про наёмного убийцу, и комедия с привидениями, и кино про побег из тюрьмы, и международный экзистенциальный нуар. Но все они, как и последнее кино про вампиров, выполнены так, что на выходе получается только кино Джима Джармуша — неспешное, разреженное, созерцательное, озвученное безукоризненно подобранной музыкой, смешное изумительно неочевидным образом, задающееся важными культурными вопросами. «Выживут только любовники» — ровно такое же кино Джима Джармуша; исполненная несколько декадентского романтизма история многовековой любви вампиров по имени Адам и Ева, за которой не особенно глубоко скрывается размышление о современном состоянии мировой культуры.

Если, увидев словосочетание «Адам и Ева», вы хоть немножечко усмехнулись, то «Выживут только любовники» — как раз кино для вас. Джармуш дразнится, с хулиганской весёлостью насыщая фильм бесконечными игривыми отсылками к мировому культурному и научному наследию, радостное вылавливание которых, наверное, навеки сделает «Любовников» любимым кино всех первокурсников филологического и искусствоведческого. Чего стоит только отдельный фотографический иконостас в детройтском сквоте Адама, где рядом с Эдгаром По, Кафкой и Бастером Китоном висят Игги Поп и Скримин Джей Хокинс — при регулярных возмущенных уверениях Адама, что у него «нет кумиров».

С одной стороны, Джармуш, выстраивая этот постоянный балет имён и названий, жизненно важных и для его героев, и для него самого, смертельно серьёзен в своём противопоставлении вампиров-носителей высокой культуры и потребителей-«зомби» (так здесь называют людей) — пугающихся собственного воображения, забывших истинную ценность вещей, загадивших не только свою планету, но и самих себя до такой степени, что теперь приличному кровососу и не присосаться уже к незнакомому зомби без риска для здоровья. С другой же, он постоянно подтрунивает над пафосом собственного манифеста — весело утрирует самоубийственную депрессию Адама, заставляет вампиров носить чёрные очки в тёмных помещениях (большой привет одному римскому таксисту), проводит сомнительные культурные параллели, утверждая, например, что Шуберту по прямой наследует не какая-нибудь там неоклассика или, быть может, минимализм, а сразу эмбиентный гитарный дроун.

То есть, Джармуш в «Любовниках» занимает практически идеальную позицию — говорит о важном, но чурается пафоса, припечатывает одних, но и не идеализирует других, обличает, но смешит, проповедует, но смеётся сам. К тому же, специально для тех, кому нужна в первую очередь услада для глаз и чувств, а не пища для мозга, он делает это всё в рамках очень гармонично устроенного кино — красивого, завораживающе-неторопливого, интеллигентно-смешного, разыгранного прекрасными людьми. Хиддлстон играет на гитаре барабанной палочкой, Тильда Суинтон здоровается с мухоморами, доктор Фауст встречается с доктором Ватсоном, а Стивен Дедал летит одним самолётом с Дэйзи Бьюкэнен — когда всё это происходит в одном фильме, довольно трудно этот фильм не полюбить. «Выживут только любовники» — как раз такое кино.

Вердикт — валентинка мировой культуре от хорошего режиссёра — гипнотизирующая, романтичная, смешная

Рекомендуем почитать