Замечательно, когда последняя страница прочитана, однако романные герои остаются где-то там, в своем условном Нэверленде и продолжают потихоньку существовать дальше: женятся, спиваются, рожают детей, пишут книги, сражаются со злом и так далее; короче говоря, когда что-то такое происходит за пределами бумаги, что-то, что помогает людям уже без авторского присмотра переживать связанные с персонажами надежды и фантазии. Тревожно, когда автор — тот же самый или какой другой — пытается выдернуть героев из этой блаженной жизни-после-жизни; такое литературное вуду, как правило, до добра не доводит (если, конечно, не держать в уме серийную беллетристику). К чести Кинга, в послесловии к «Dr. Sleep» он сам признается, что надежды переплюнуть оригинальное «Сияние» нет никакой, однако желанию домыслить некогда начатое до новой смысловой точки он противостоять не в силах.
Итак, проклятый отель «Оверлук» давным-давно сгорел ко всем чертям, в Нью-Йорке расчищено место под Граунд Зеро, по ящику крутят «Сумерки» и «Игру престолов» (и то, что маленькая девочка в минуту опасности воображает себя Дейенерис Таргариен, никого не смущает), американцы в каждом незнакомце на детской площадке видят террориста и педофила. Бомжеватый бродяга Дэнни Торранс, который уже много лет упрямо гасит свой жутковатый дар алкоголем, находит пристанище в маленьком городке на Восточном побережье. Там он завязывает с выпивкой и наконец-то обращает «сияние» на пользу людям — устроившись медработником в местный хоспис, новоявленный Доктор Сон помогает умирающим старикам безболезненно отойти в мир иной. Однако триллер уже на подходе: некое зловещее братство под названием «Узел верных» обратило внимание на необычную девочку, которая живет в этих краях; девочку, по сравнению с которой «сияние» Дэнни — только тусклый свет фонарика. «Верные» — это материализовавшиеся мертвецы, «пустые дьяволы» — они похищают детей с паранормальными способностями и пожирают их дар, предварительно запытав жертв до смерти. Ввиду того, что фургончики с цыганистыми вампирами во главе с Розой-Шляпницей притаились где-то за горизонтом, перепуганная девочка обращается за помощью к своему взрослому другу.
Экспозицию Кинг выстраивает знатную, да и странно было бы от него другого ожидать; впрочем, за её пределами ужастик уступает место мрачноватой сказке с хорошим концом, где злодеям уготовано бессильно потрясать кулачками и брызгать слюной, а добрым парням — страдать, но идти до конца, распихивая могильную нечисть обратно по склепам. Несмотря на качественно сконструированный саспенс, книга написана не ради оригинального сюжетного приключения — это именно что сиквел «Сияния», авторская попытка обрубить те хвосты, что тянутся из первоисточника и которые, как верно отмечают эрудиты, начисто проигнорировал Стэнли Кубрик в культовой экранизации. Здесь наглядно объясняется, отчего старший Торранс — это, прежде всего, жертва дурного характера и пристрастия к спиртному, а уже потом демонический убийца с топором, вновь появляется Дик Хэллоран и раскрывается феномен наставничества для «сияющих»; наконец, со смаком и присущей автору тягой к бросовому натурализму живописуются темные и светлые стороны экстрасенсорных способностей.
Когда вскоре после Нового года бывший владелец «Оверлука» объявился снова — на этот раз в Дэнниной кладовке — Дэнни встретил его вовсеоружии. Он зашел в кладовку и прикрыл за собой дверь. Вскоре после этого на высоко подвешенной полке у него в голове рядом ссейфом миссис Мэсси появился еще один. Некоторое время из него раздавался стук и отборные проклятия, которые Дэнни запомнил на будущее. Вскоре они прекратились, и из темниц Дервента и миссис Мэсси не раздавалось больше ни звука. Были ли они живы (наскольковообще могут быть живы умертвия), не имело никакого значения.
Важно было то, что они не могли выбраться. Дэнни был в безопасности.
Так он тогда думал. Он, правда, еще думал, что никогда не притронется к спиртному после того, что оно сделало с его папой.
Да только все мы иногда ошибаемся.
Более того, Кинг времен «Dr. Sleep» много и мудрее, и моралистичнее самого себя из кокаиновых семидесятых. Он охотно и много рассуждает о хрупкости детских и юношеских мечтаний, замечательно передавая это через метафору «сияния», которое с возрастом вроде бы тускнеет (когда-то ты мог подбрасывать к потолку книги, а теперь не сдвинешь и пуговицы), но на самом деле просто реализует себя иначе (теперь ты уже не прячешь монстров на дальней полке сознания, а способен управлять ими в нужный момент). Немаловажная составляющая повести — это зарисовки с заседаний общества анонимных алкоголиков, приправленные ни много, ни мало патетическими нотками; поначалу даже кажется, что автор попросту валяет дурака, строя такую серьезную мину по отношении к явлению, которое давно уже переосмыслено массовой культурой в ироническом ключе. На самом же деле перед нами ещё один, зрелый и обстоятельный, подход к размышлениям о зле внешнем, мистическом, и зле внутреннем, человеческом; на сопряжении этих величин зиждется большинство произведений Кинга, и к разгадке взаимодействия он подступает все ближе и ближе с каждым новым романом.
Выходные данные: АСТ, 2014 - 576 стр. Тираж - 4 000 экз
Кроме «Доктора Сна», на сайте ЛитРес вас ждут еще 380 000 книг