Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Келис, Pixies и другие — альбомы апреля, часть 2

Келис, Pixies и другие — альбомы апреля, часть 2

29.05.2014
2

Продолжаем наш апрельский марш — сегодня на повестке дня соул, тревожный инди-рок, электронные дуэты и любопытные сольные пластинки.

Kelis «Food»

R&b-дива Келис привыкла кардинально менять звучание от пластинки к пластинке. В прошлый раз, под чутким присмотром продюсера Уилл Ай Эмма, Келис прикидывалась андроидом, исполняющим синтетический евро-дэнс — в этот же, вместе с Дэйвом Ситеком из TV on the Radio, ударяется в теплый (ламповый) принцевский соул-фанк с дудками. Это приятно старомодная запись — кажется, более-менее так же могли сыграть бы и сорок лет назад, и этот благородный традиционализм, наверное, является лучшим качеством этой меланхоличной записи.

Треки: «Food», «Rome», «Cobbler», «Change»

Millie & Andrea «Millie & Andrea»

Титульные Милли и Андреа — это музыканты Майлз Уиттакер и Энди Стотт. Оба из Манчестера, первый состоит в дуэте Demdike Stare, второй выступает сольно; оба, если совсем грубо, изучают пути превращения отмороженного тягучего техно в музыку причудливую, экспериментальную и интересную. Совместный проект — в общем, примерно про то же самое; сбивчивые замедленные биты, рассыпчатый цифровой шум, тягучая атмосфера послеполуночных индустриальных задворок, сейсмические басы. Впрочем, есть и нюанс — если Demdike Stare тяготеет к тягучему дабовому гротеску, а Стотт ищет в такой музыке завораживающий величественный романтизм, то в Millie & Andrea парни, в соответствии с той слегка дурашливой легкостью, с которой они вынесли в название своего проекта женские версии собственных имён, подходят к делу чуть более игриво, с припрятанной улыбочкой. Среди всего наведённого дуэтом звукового мрака обязательно найдётся какая-нибудь немного выбивающаяся деталь — неожиданно ветреная синтезаторная партия, периодически пронизывающая «Stay Ugly», стремительное арпеджио, вырывающееся из душного перкуссионного водоворота «Corrosive», периодически включающаяся за самым неожиданным поворотом оголтелая драм-н-басовая молотилка — которая заставляет постоянно держать с «Millie & Andrea» ухо востро.

Треки: «Stay Ugly», «Special Source», «Corrosive»

Ought «More than Any Other Day»

Молодой канадский квартет одним махом сводит на своей дебютной пластинке целые поколения инди-музыкантов — в их протяжных, нервно-подрагивающих постпанковских эпосах сходится нервическая энергия Television, воодушевленно-хулиганский ершистый мелодизм Sonic Youth времён «EVOL» и «Sister», геометрическая строгость форм Talking Heads, опасная вздорность Modest Mouse. Для менее талантливого коллектива столь увесистые сравнения запросто могли бы стать камнем на шее, но Ought заявленную такими именами планку берут с легкостью и огоньком — это горячая, страстная, энергичная пластинка моментального действия; после таких юные дебютанты через несколько месяцев обнаруживают себя на одних сценах со своими героями. Ought такого развития событий заслуживают на все сто — все потенциальные зрители означенных сцен, в общем, тоже.

Треки: «Today More than Any Other Day», «Habit», «The Weather Song», «Around Again», «Clarity»

Pixies «Indie Cindy»

Первый альбом нового материала легенд альтернативного рока Pixies с 1991-го года — который, к сожалению, практически невозможно слушать. Вернее, можно, если усилием воли представить, что это не Pixies, а некая безымянная альтернативная группа, чьи песенки бессмысленно крутятся на какой-то случайно подвернувшейся под руку радиостанции — в контексте, лишённом абсолютно всяческих ожиданий, этакое жидкое гитарное мыло вполне может показаться терпимым. Иного контекста, в котором можно это терпеть, придумать невозможно.

Plaid «Reachy Prints»

Восьмой (десятый, если считать пару полнометражных саундтреков) альбом английских ветеранов IDM звенит и переливается так естественно и спокойно, будто на дворе по-прежнему год примерно тысяча девятьсот девяносто восьмой. «Reachy Prints» — это девять тонких, звонких, мелодичных, дружелюбно настроенных электронных пьес; найти в них хоть что-то отважно-пробивное или экспериментальное будет непросто, что, впрочем, совершенно не отменяет того, как грамотно и изящно они устроены. В них есть пульс, есть история, есть приятная меланхолия — открывающий трек «OH» весело слепит глаза рассыпающимися бликами Four Tet’овской арфы, «Nafovanny» неспешно строится вокруг насупленного клавишного постанывания, но становится всё прозрачнее и солнечнее по мере добавления новых звуков, «Slam» уверенно осваивает старомодный электрический пульс, подслушанный у кого-то вроде Жана-Мишеля Жарра, в «Matin Lunaire» начинается пунктирный электронный фанк. Тихое композиторское мастерство, что считывается в вещах альбома «Reachy Prints», отвечает сразу на два важных вопроса касательно дуэта Plaid — почему во времена расцвета электроники их никогда не ставили рядом со своими более дерзкими и отчаянными коллегами вроде Squarepusher и Aphex Twin, и почему мы до сих пор разговариваем об их новой пластинке восемнадцать лет спустя.

Треки: «OH», «Wallet», «Matin Lunaire»

Ramona Lisa «Ramona Lisa»

Обычно девица Кэролин Полачек поёт в милой синти-поп группе Chairlift (и иногда сочиняет песни для Бейонси) — а в проекте Ramona Lisa она решила выступить сольно, совсем без ансамбля. Минимализм доведён до крайности — все песни этого альбома Кэролин записала на своём ноутбуке, вплоть до записи голоса через встроенный микрофон. Этакая вынужденная интимность повлияла и на сам материал нового альбома, первого для Полачек в подобном режиме — как будто перед тобой не столько альбом, сколько блокнот с зарисовками, в которых будущие песни прячутся так же, как картины живут в схематичных набросках. Эту схематичность Полачек ловко оборачивает в свою сильную сторону — когда она выкатывает такие песни, как томную 50-тническую балладу «Getaway Ride (Cha Cha Cha)» или кэйт-бушевский мистический номер «Lady’s Got Gills», именно разреженная странность её минималистических аранжировок делает их особенными, будто бы слегка недооформленными, но от того ещё сильнее запоминающимися. Альбом «Ramona Lisa» благодаря этому качеству действует, как такой лабиринт кривых зеркал, маленький электрический аттракцион откуда-то из линчевских 80-х, на который так приятно и неожиданно наткнуться на задворках огромного современного парка развлечений. Никто, правда, не помнит, кто туда последний раз заходил — не говоря уже о том, чтобы выходил.

Треки: «Getaway Ride (Cha Cha Cha)», «Avenues», «Lady’s Got Gills», «Izzit True What They Tell Me»

Рекомендуем почитать