Главная
>
Статьи
>
Малефисента / Maleficent

Малефисента / Maleficent

30.05.2014
13

Режиссёр — Роберт Стромберг

В ролях: Анджелина Джоли, Элль Феннинг, Шарлто Коупли, Сэм Райли, Имельда Стонтон, Лесли Мэнвилл, Джуно Тэмпл

Продолжительность — 98 мин.

Пересказать старую сказку на новый лад — задачка посложнее повторного входа в ту же реку. «Малефисента» — попытка нового прочтения «Спящей красавицы», и её аргументы в защиту переосмысления известных с детства историй в виде сказочных блокбастеров со спецэффектами более-менее исчерпываются двумя словами (какими, узнаем ниже).

Если спросить у компании «Уолт Дисней» о причинах столь пытливого интереса к ремикшированию старых сказок, у неё их найдётся примерно миллиард — именно столько (в долларах) принесло переосмысление «Алисы в стране чудес» четыре года назад. В процессе, правда, получилось ещё и довольно безобразное кино о том, что девице возраста готовности к замужеству негоже баловаться досужими фантазиями, а лучше включать практическую сметку. У «Малефисенты», написанной автором той же «Алисы» Линдой Вулвертон и поставленной режиссёром-дебютантом Стромбергом, ветераном департамента спецэффектов и художником-постановщиком «Аватара», «Оза, великого и ужасного» и, ну кто бы мог подумать, «Алисы в стране чудес», дела чуточку получше. Это история о том, что путь к самореализации женщины лежит не через мужчину, но через материнство, рассказанная с прямолинейностью психологического тренинга и не очень глубоко запрятанная в узнаваемый сказочный антураж.

Заклятие об уколе веретеном в возрасте 16 лет и вечном сне, наложенное на новорождённую принцессу Аврору могущественной колдуньей Малефисентой — это середина фильма; до и после «Малефисента» изучает, соответственно, причины, что привели титульную волшебницу к столь радикальному шагу, и его последствия. Из уважения к стараниям авторов вдаваться в подробности этой истории, предлагающей новое прочтение и новый сказочный мир, не будем (хотя пытливые умы, без сомнения, с лёгкостью выстроят весь центральный конфликт из строчки из трейлера про забранные крылья) — а лучше сосредоточимся на том, что у них действительно получилось.

У режиссёра Стромберга, судя по «Малефисенте», действительно намётанный глаз — причём не только на то, что в кадре должно присутствовать недвижимо, но и на тех, кому в нём жить. Визуально «Малефисента» красива несколько обезличенной красотой современной сказки со спецэффектами (см. «Белоснежку и охотника», сходство с которой настолько сильно, что даже странно, что Стромберг не работал над этим фильмом), но её настоящая, грандиозная удача — это образ самой Малефисенты. Эти крылья, эти рога, эти скулы, этот взгляд — в Малефисенте захватывающим образом сходятся женская привлекательность и непредсказуемость природной стихии, и когда всё это вместе воплощается в Анджелину Джоли, невозможно не чувствовать серьёзного трепета в сердце.

Более того, у Стромберга хорошее чутьё на людей. Фэннинг в роли принцессы, выросшей в атмосфере чистой доброй сказки, изумительно светится; ну, и нужно действительно обладать несколько неожиданным взглядом на вещи, чтобы зазвать в голливудский сказочный блокбастер на роли фей-крёстных двух любимых актрис английского гения гуманистического соцреализма Майка Ли. С мужчинами, впрочем, дела похуже — появляющийся в середине прекрасный принц наделён смазливостью настолько анонимной, что его физиономию, кажется, забываешь ещё до того, как увидел. Впрочем, это вполне укладывается в магистральную линию — в «Малефисенте», как и в «Холодном сердце», концепция настоящей любви подвергается небольшому пересмотру. Как именно, правда, опять-таки прекрасно видно примерно с середины.

Эта предсказуемость — самая слабая сторона «Малефисенты». Сценарий Вулвертон слишком уж дидактичен в своём стремлении развернуть историю Малефисенты в историю женской потери и нахождения себя и местами (многими) откровенно тянет время, наваливая события исключительно ради хронометража. Стромберг прилежно следует проложенной сценарием тропой, честно украшая его финтифлюшками и не предлагая никакой собственной позиции, которая могла бы как-то смягчить таран вулвертоновской назидательности. На выходе, да, получается очередное голливудское месиво со спецэффектами, к которому нам не привыкать — но есть и одно «но». Два — те самые два слова, которые загадочно упомянуты в начале. И эти два слова — да, вы угадали, Анджелина Джоли.

Джоли уже много лет пребывает в несколько печальном положении едва ли не главной кинозвезды в мире, которая снимается при этом в основном во всякой ерунде. «Малефисента» уверенно поддерживает обе части этого утверждения — да, это, по большому счёту, ерунда, но Джоли в ней такая, что и в голову не придёт сомневаться в том, кто у нас тут главная мировая актриса. Она высится над «Малефисентой» настоящим монолитом, причем лучше всего ей удаётся даже не злодейство (хотя её выход с заклятием, цитирующий старую «диснеевскую» экранизацию «Спящей красавицы» — один из главных piece de resistance фильма), а состояние до него.

Когда взрослая Малефисента с лицом Джоли стремительно врезается в рассветное небо, в самом её полёте в разы больше истинного восторга и восхищения той необузданной природной силой, что живёт в каждой женщине, чем во всём остальном сценарном трындеже про женскую силу и свободу. Такие крохотные моменты настоящего, высшего кино, западающие в самое сердце и счастливо очищенные от всякой назидательности, в «Малефисенте» периодически случаются.

Вот Джоли с благородным гневом на лице приземляется перед армией соседского человеческого королевства, вот маленькая Аврора лезет к Джоли на ручки и принимается с непосредственностью, доступной только детям, хватать её за рога — «Малефисенту» можно полюбить только за эти мелочи, невзирая на всё остальное сумбурное копошение, устроенное Стромбергом и Вулвертон. Но есть всё же в этом своя грустная ирония. Вот люди настойчиво и занудно бубнят о том, как важно дать женщине свободу, но за своим занудством не замечают, что сами подрезают крылья и никак не дают развернуться во всю мощь ослепительно прекрасной женщине, физически воплощающей в себе эту самую свободу. Кажется, в приличных домах такой подход называется «лицемерием».

Вердикт — привычно бардачный сказочный блокбастер — со сказочной Анджелиной Джоли

Топ 5: музыкальные клипы с Анджелиной Джоли

Рекомендуем почитать