Накануне в центре Красноярска прошло третье торжественное шествие за последний месяц. Первое было посвящено трудовому народу, второе — ветеранам Великой Отечественной. И теперь настало время детей. Тысячи нарядных и веселых ребятишек прошагали по проспекту Мира вместе с нарядными и веселыми взрослыми. Они пели, плясали, выделывали гимнастические пируэты. В общем, создавали праздник себе сами. Потому что в такую погоду, если не будешь двигаться и веселиться, станет совсем грустно. А кому это надо 1 июня?
Маленькая рыжая Маринка увидела сладких петушков на палочке и потянула за рукав отца.
— Папа, я хочу петушка, — протянула она голосом, каким обычно дети выпрашивают что-либо у взрослых.
Но папа был непоколебим. Они не завтракали утром, а потому шли в кафе. До начала карнавала оставалось еще 40 минут, так что каша и молоко вполне вписывались в программу.
— Вот если покушаешь сейчас хорошо, будет тебе петушок! — сказал он.
Марина несколько раз хмыкнула, поникла и поплелась в кафе зарабатывать сладости.
Перед началом традиционного карнавала «Город детства» на проспекте Мира играли какие-то странные песни. Они были по стилистике детские, но совсем незнакомые. Ни тебе бременских музыкантов, ни кота Леопольда, ни «Летучего корабля». Зато почти каждые десять метров было приятно кинуть взгляд — в оцеплении в этот день стояли в основном девушки-полицейские. Все как на подбор милые и подтянутые. И было их очень много. Наверное, мужья охранительниц порядка вместе с детьми в этот день стояли за оцеплением. Ведь мама на работе, несмотря на праздник.
Минут за 15 до старта красивого и нарядного шествия от улицы Горького и до Кирова по обеим сторонам проспекта Мира выстроились красноярцы. Где-то плотнее, как в районе краевой администрации, где-то свободнее. То тут, то там раздавался недовольный детский голос: «Мне не ви-и-идно!».
Зато прекрасно все было видно коням и пони. Это, конечно, не сравнение. Но если полицейские вывели весь личный женский состав на охрану порядка, то прокатчики животных выгнали всех питомцев, кого можно было. Эти питомцы не стеснялись гадить на тротуар, а их хозяева не стеснялись не обращать на это никакого внимания. Не щадили владельцы лошадей и газоны — вставали вместе с питомцами на зеленую траву. Плохому примеру последовали и некоторые горожане, которым было не видно. Пройти в сторону метров 200, где было свободнее, мешал то ли эффект толпы, то ли отсутствие мозгов.
Сам карнавал был чудесен. И тема, выбранная в этом году, безусловно заслуживает всяческих похвал. «Дети мира. Мы разные. Мы равные». Что может быть проще. Возглавляли колонну ведущие, одетые в национальные костюмы Мексики, Италии и, что очень смело по нынешним временам, Украины. За ведущими шли бойцы стройотрядов, которые несли железную конструкцию с яркими полотнищами. И парней этих даже жалко не было — еще после первомайской демонстрации было ясно: они и в огонь, и в воду и через медные трубы... Сами колонны формировались не только по тематике, но и по геополитическому принципу. Кто-то в этот день был перуанцем, кто-то индейцем, кто-то исконно русским, эстонцем, японцем, корейцем. По составу участников можно было изучать географию и чертить контурные карты.
Уже около Театральной площади колонны встречал духовой оркестр. Последним ребятам отчего-то досталась песня «Сиреневый туман». Впрочем, по такой не летней ветреной погоде песня слушалась как-то гармонично, что ли.
Ну, а Театральная площадь в этот день была по-настоящему театральной. Кого здесь только не было — лисицы, зайцы, медведи, самовары... Русская красавица лет шести в кокошнике и с накладной русой косой активно уплетала чипсы. А на сцене все те же ведущие проводили с детьми то конкурсы, то зарядку. Одним из них был Владимир Перекотий. Ему достался образ мексиканца. Развлекал и держал толпу он в этот раз не хуже, чем в декабре 2011 года, когда здесь же во время несогласованного митинга оппозиции стал глашатаем улиц.
Развлекательные площадки в этот день работали во всех районах Красноярска. Парки, скверы, площади были усеяны детьми и воздушными шариками. Юным красноярцам показывали спектакли и мультфильмы, кино и фокусы, кормили сладостями и баловали газировкой.
А петушки и мишки нынче уже не те. Хоть и стоят всего 20 рублей, но полые внутри и крошатся в самом начале. Это раньше голова сахарной птицы таяла во рту все полчаса. Сейчас детские радости хрупкие и пустые. У девочки Маринки сладкий петушок раскрошился в руках. От предложения купить еще один она отказалась.
Михаил Губич, интернет-газета Newslab.ru,
фото: Алина Ковригина