Трагикомический конфликт известного портала Colta.Ru и министерства культуры стал самым заметным околотеатральным событием июня. Чиновники потребовали исключить из программы Московского международного книжного фестиваля показ двух спектаклей: детского «Душа подушки» по пьесе Олжаса Жанайдарова и взрослого «Травоядные» по пьесе Максима Курочкина. В первом усмотрели признаки пропаганды для несовершеннолетних, во втором — нецензурную брань. Как выяснила Lenta.Ru (которая, конечно, уже совсем не та), кольтовские либералы в некотором смысле устроили демарш, предложив эти пьесы фестивалю, поскольку их ранее раскритиковал никому, в принципе, не известный и не интересный журнал «Культура».
Ту статью, хоть она и апрельская, всем неравнодушным к современной драматургии нужно обязательно прочитать — столько ненависти, глупости и охранительского задора в ней сокрыто, что диву даешься, как всё это можно было из себя исторгнуть. Colta.Ru же ответила фестивалем «Опасные пьесы» в Театре.doc и несколькими хорошими (хотя и тривиальными) текстами: вот Дмитрий Ренанский пишет, что «опасное искусство» — уже театральный мейнстрим, а Елена Ковальская прогнозирует, что «будут выкошены целые направления в искусстве». Тем не менее, охранители настроены решительно, и вот уже министр Владимир Мединский заявляет, что театры юного зрителя не должны злоупотреблять «новым прочтением классики», а лучше им ставить произведения школьной программы.
Это, на самом-то деле, страшная реплика, потому что рвение местных властей в нашей стране нельзя недооценивать. Новая система прокатных удостоверений вот-вот парализует в стране фестивальное кинодвижение; вы готовы поспорить, что никому из ушлых законотворцев не придет в светлую голову соорудить такую же штуку для театров? Придумали же показатели эффективности для реформирования системы творческих грантов (интересно, какие проекты будут получать финансирование, если деньги будут раздаваться на конкурсной основе?..). Да и современные технологии, которые любезно разрешает к использованию министр культуры, могут кому-нибудь оказаться не по нутру — сделал вот Юрий Квятковский свой «Норманск» в Центре им. Мейерхольда — и любому охранителю сразу же ясно, что здесь сценографические изыски призваны во зло.
Чиновники от культуры в перспективе вообще могут оказаться без какой-либо поддержки театральной общественности — например, «Основы государственной культурной политики» (изучите проект на досуге) деятели и вовсе разнесли в пух и прах. С другой стороны, кое-кто пытается оседлать волну и ставит кондовые безделки или патриотические оперы о возвращении Крыма; эти люди хорошо чувствуют момент и сознают, что только в условиях ревизии культурных ценностей им удастся потягаться с условными Серебренниковыми и Бутусовыми — не в плане зрительского внимания, но хотя бы ради самоутверждения. Увы, но таких подходящих моментов, скорее всего, будет становиться только больше.
Евгений Мельников,
фото www.colta.ru