Главная
>
Статьи
>
Поддубный

Поддубный

11.07.2014
12

Режиссер: Глеб Орлов

В ролях: Михаил Пореченков, Катерина Шпица, Юрий Колокольников, Владимир Ильин, Дени Лаван

Продолжительность: 120 минут

На третьей минуте в фильме «Поддубный» показывают маленького казачка Ваню в колосящемся поле, на десятой — нарисованную в 3D статую Свободы, которую герой созерцает, въезжая в Нью-Йорк сорок лет спустя; на одиннадцатой американский антрепренер Поддубного злобно шипит «О чем ты договорился с этим русским?» своему подручному-переводчику. Кажется, что «Поддубный» вот-вот оправдает статус патриотического байопика от режиссера «Яиц судьбы» с Михаилом Пореченковым в главной роли — однако фильм неожиданно от этого удерживается и остаётся довольно целомудренной спортивной драмой, стилизованной под ретро.

Воспитывать любовь к родине, скрестив типовой для фильмов о спорте сюжет о борьбе за победу со стилистикой агитационного плаката, российские кинематографисты начали в давешней «Легенде № 17»; выпуск фильма о Поддубном очевидным образом продолжает эту линию. Биография легендарного борца — действительно превосходный материал для картины в жанре «патриотический блокбастер»: прошедший через всю первую половину XX века, буквально поднявшийся из грязи в князи Поддубный со своим феноменальным здоровьем и чрезмерной по меркам профессионального спорта честностью действительно кажется богатырем из былины. В фильме Орлова спортсмен и вовсе становится чем-то вроде соли земли русской, собирая в себе практически все положительные черты, обычно предписываемые национальному характеру: религиозность, почтение к родителям, верность в любви, готовность бороться до последнего — разумеется, за честь, а не за деньги — то же правдолюбие, наконец. От водки герой, правда, демонстративно отказывается — он спортсмен, ему не положено; в исполнении Пореченкова, привычно играющего здесь неуклюжего, но душевного русского мужика, выглядит это необычайно трогательно.

Российское в фильме, разумеется, противопоставляется западному — так что сценарий «Поддубного» крутится вокруг триумфального турне пятидесятилетнего чемпиона по Америке в 1925 году. Из флешбеков мы узнаем о прошлом атлета: сложных отношениях с отцом-казаком, драме с милой невестой-акробаткой (Катерина Шпиц), поездках на парижские турниры в сопровождении натужно говорящих по-французски дворян (младшего из них играет Юрий Колокольников — каннибал Стир из «Игры Престолов») и тренера, на роль которого взяли старательного второпланщика Дени Лавана. Американских воротил, нахально дурящих русского Ивана, в «Поддубном» также играют актёры-американцы — словом, все акценты в фильме воспроизведены более-менее убедительно, чего нельзя сказать об аккуратно нарисованных нью-йоркских пейзажах или костюмах героев, у главного из которых в паре сцен немного сползают усы. Изрядно вредит картинке и клипмейкерство в бекмамбетовском стиле, которым здесь время от времени занимаются вместо того, чтобы нормально снять борцов на арене.

Тем не менее, по меркам российского кино «Поддубный» сделан достаточно качественно: здесь нет вопиющих анахронизмов и совсем уж вырвиглазной операторской работы, как-то выстроены сюжет и кадр, присутствует не очень лубочный юмор с намеками на эротику в духе «Как казак в парижском салоне бельё невесте покупал». Фильм даже почти выдерживает свой огроменный хронометраж, провисая только ближе к концу — из лакированной кинобиографии спортсмена исключено много реалий, двигавших вперёд его карьеру на самом деле. В «Поддубном» вообще отказываются фокусироваться на карьере борца, предпочитая не рассказывать его success-story, а романтизировать её по мотивам песни «Как поехал казак на чужбину». Киношному Поддубному одинаково плохо и в галантной Франции, и в развесёлой Америке: в какой-то момент противостояние русского героя-правдоруба американской расчетливости начинает напоминать о вечном балабановском «В чем сила, брат?»; жаль, что на пароходе в СССР непьющий герой не может бросить мальчику-стюарду «Водочки мне принеси, я домой еду».

В Петербурге, правда, силачу тоже как-то не очень, да и в провинциальном цирке, где он прячется от своей известности, не ахти — в результате получается сказка про неприкаянного богатыря, победившего всех и уже не знающего, куда ещё приложить свою силу, на чем успокоить сердце. Эту историю, кажется, хорошо бы дополнила экранизация последних дней жизни Поддубного, безвестно умершего в глухом приморском городке в послевоенные 1940-е — но, наверное, это выглядело бы не слишком патриотично.

Александра Воробьёва

Рекомендуем почитать