Режиссер — Николай Лебедев
В ролях: Данила Козловский, Олег Меньшиков, Владимир Меньшов, Светлана Иванова, Алехандра Грепи, Борис Щербаков, Роман Мадянов, Валентин Смирнитский, Нина Усатова
Продолжительность — 134 мин
Новый флагманский курс большого отечественного кино — искать поводы для национальной гордости в советском прошлом. «Легенда №17» в этом плане уверенно продолжает дело «Высоцкого», даром что делали эти фильмы два конкурирующих телеканала (за «Легенду» ответственна «Россия», за «Высоцкого» — Первый).
Нет, а что, повод и правда отличный — победа сборной СССР по хоккею над канадцами на специально организованной Суперсерии в 1972-м году действительно событие легендарное, да и за прошедшие с этого момента сорок лет народилось немало народу, не подозревающего о том, как всё это было. Так что история советского хоккеиста Валерия Харламова, забившего несколько решающих шайб в этом матче, казалась отличным материалом для сильной зрительской биографической картины — ведь истории становления и триумфа спортсменов легче лёгкого делать так, чтобы зрители умилялись, переживали, воодушевлялись и в финале, не сдерживаясь, аплодировали в едином порыве.
Впрочем, режиссёр «Легенды» Николай Лебедев и его коллектив сценаристов, как оказалось, не разделяют столь, гм, упрощенный взгляд на спортивно-воспитательные драмы. Получив на руки без дураков мощный сюжет с идеальной схемой развития, бесхитростно выписанной сорок с лишним лет назад самой судьбой, создатели «Легенды №17» тут же принимаются нашпиговывать его под-сюжетами, внутренними рифмами и аллюзиями, демонстрируя свою историческую подкованность, богатый культурный багаж и тонкий художественный вкус.
В результате в спортивном фильме о становлении великого хоккеиста мы имеем ещё и воспитательную трагедию о любви-ненависти амбициозного молодчика и великого тренера с сомнительными методами (Меньшиков), семейную драму про отношения с родителями и любовную драму про отношения с девушкой, а также обязательный в переосмыслении советской реальности сюжет про закулисную возню партийных функционеров, с которыми герои вступают в тоскливое противостояние. Ах, да — ещё Харламов награждается детским флэшбеком про героическое спасение щеночка, чьи события потом позволяют режиссеру Лебедеву художественно рифмовать хоккеистов на льду с бегущими на беззащитную толпу разъяренными быками. Периодически же «Легенда №17» проваливается и в вовсе необъяснимое — Харламов, тренируясь, лезет на верхушку индустриальной громадины, тренер Тарасов устраивает лежащему в больнице Харламову мефистофелевский визит в морг, а позже, уже будучи отстраненным от дел, незримо дирижирует канадским триумфом сборной, прогуливаясь с палочкой по растаявшей хоккейной коробке во дворе.
От души накручивая на, повторимся, и так отлично упакованную реальную историю бесконечные вензеля, авторы «Легенды №17» так увлекаются, что не замечают, как вся эта суета неотвратимо выталкивает из фильма собственно самого главного героя. Безусловно талантливому Козловскому предлагают играть не человека, а статью из «Википедии». У него есть хоккей, мама, тренер, девушка, новая «волга» и пара повторяющихся фразочек, но найти за всем этим живой человеческий характер, не исчерпывающийся набором озвученных тэгов, довольно непросто.
Да и статья-то, если на то пошло, написана не всегда правдиво — ключевые события жизни Харламова свободно переставляются местами, благодаря чему некоторые вещи, случившиеся с ним уже позже триумфа 72-го (например, первая авария), здесь начинают работать драматическими костылями для придуманной ребятами сюжетной конструкции. То есть, там, где надо было максимально пойти на поводу у богатой фактуры, Лебедев сотоварищи усиленно морщат лбы, делая умные лица — и потенциально мощнейший спортивный фильм рассыпается под их чрезмерно суетливыми пальцами.
Да что там — в фильме о великом хоккеисте и великом матче преступно мало собственно хоккея. Лишь в финальные минут тридцать «Легенда №17», наконец, начинает отдавать кинематографическое должное тому зрелищному виду спорта, о котором ей вроде бы положено рассказывать — сам матч и то, как вокруг него внезапно незримо объединилась вся огромная страна, показано и правда неплохо. Но к этим тридцати минутам ведут ещё сто — и удачи всем тем, кто вознамерится прорваться сквозь них без потерь.
Вердикт — горе от ума; история великого спортивного свершения, безжалостно накачанная лишним до состояния полного невменоза