Накануне стало известно — за езду в нетрезвом виде в скором времени, возможно, придется лишиться прав максимум на 20 лет. Именно такую инициативу подготовил один из депутатов Госдумы. История традиционна — идея запускается в массы, массы начинают бурлить. Общественные обсуждения хоть и не влияют на принятие или непринятие законов, но зато власти понимают — чего от народа ждать. Судя по всему, последняя инициатива будет поддержана большинством.
Пьяный, по вине которого произошло серьезное ДТП, должен быть лишен права управления автомобилем максимум на 20 лет. Именно так, а не иначе считает депутат Госдумы РФ Алексей Журавлев.
Градация по степени вины есть: если пострадавший получил тяжкие телесные повреждения, предлагается лишать виновника аварии, находившегося в алкогольном опьянении, права управления транспортными средствами на срок от 2 до 5 лет, в случае смерти человека — от 5 до 10 лет, а случае смерти двух и более лиц — от 10 до 20 лет.
Возможно, Журавлева подтолкнула написать поправки ситуация в республике Хакасия, где вот уже полгода местные жители ратуют за то, чтобы пьяных виновников аварии чуть ли не линчевали. Они даже письмо в Москву написали.
Свои достижения есть и в Красноярске — красная «Мазда» с пьяным водителем всех быстрее не оказалась. Две девушки погибли, а лихому гонщику хоть бы что.
Депутат Законодательного Собрания края Владислав Зырянов, услышав вопрос, выдохнул: «Эх, опередили меня федеральные коллеги...». Парламентарий рассказал, что сейчас готовит инициативу, по которой, если водитель повторно попадается пьяным за рулем, то в отношении него возбуждают уголовное дело по статье «Покушение на убийство».
— Если учитывать, что мы стремимся быть похожими на развитые страны, хотя бы в плане качества и уровня жизни, нужно и вести себя подобающим образом, и законы соответствующие принимать, — говорит Зырянов. — Надо понимать, что если человек сел пьяным за руль — это или психически нездоровый человек, или потенциальный убийца. А у нас что? Штраф и максимум 15 суток. В Германии, например, если человек попадается нетрезвым за рулем, то его заставляют пройти тест для идиотов. Хотите, проверьте. Нарушитель обязан пройти тест на вменяемость, доказать сначала, что он в себе, а уже потом заново сдавать на права. Плюс огромные штрафы. А, например, в Штатах — туда переехали одни мои знакомые — так вот там молодого человека поймали пьяным за рулем. За его же счет отправили в клуб анонимных алкоголиков, заставили мести улицы и завели уголовное дело по статье «Покушение на убийство».
А вот заместитель председателя Горсовета Красноярска Александр Глисков считает инициативу Журавлева «в чистом виде популистским предложением».
— За ДТП с погибшими виновник должен сидеть 20 лет, а не так как сейчас, когда дают 2-3 года колонии. Это если говорить о наказании. Если же говорить о профилактике, то нужно усиливать санкции для тех, кто систематически нарушает административное законодательство, чтобы не было такого, что водитель по 10 раз за год попадается на превышении скорости и в итоге совершает ДТП со смертельным исходом. Попался повторно на превышении скорости, год ходи пешком или езди на автобусе. Попался повторно пьяный за рулем, оставайся без прав пожизненно, — предлагает Глисков.
О том, что бороться нужно иными способами, говорит председатель Красноярского краевого общественного фонда «Защита гласности», член Общественной палаты правозащитных организаций Виктор Легашев.
— Здесь должен ставиться вопрос не жестокости наказания, а его неотвратимости. Я считаю, что на 20 лет отбирать права — это абсурд. Люди перемещаются по стране из одного региона в другой — кто все эти 20 лет будет их контролировать? Чип зашивать человеку на это время? При этом у нас масса людей вообще без прав ездит, — говорит Легашев. — Я думаю, что лучше сократить этот срок, но в то же время ввести уголовную ответственность: попался повторно пьяным — полгода тюрьмы, попался в третий раз — пять лет лишения свободы. Человек должен понимать, чем он рискует. А сейчас что? Штраф и 15 суток? Для большинства это и не наказание вовсе. Кроме того, считаю, что нужно вернуть балльную систему, а также воспитывать культуру вождения со школьной скамьи.
Председатель правления Красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков Михаил Омышев назвал максимальный срок в 20 лет диким.
— Через 20 лет эти права могут никому и не понадобиться. Срок лишения прав можно сделать и меньше. А вот реальное наказание ужесточить. Я выступаю за ужесточение именно в плане лишения свободы. Причем, это ужесточение должно быть соизмеримо с другими статьями. А то у нас, если задавил троих — получил 5-7 лет. А украл булку хлеба — сел на полтора года, — прокомментировал Омышев.
Про нужность прав через 20 лет Омышев, наверное, прав. Это как с ипотекой — какая разница, на сколько ее брать? На 25 лет или на 30? В этой стране не знаешь, что будет завтра, поэтому вряд ли десятилетия без прав кого-то могут испугать.