Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Фильм: «Магия лунного света»

Фильм: «Магия лунного света»

29.09.2014
6

Magic in the Moonlight, США, 2014

Режиссёр — Вуди Аллен

В ролях: Колин Фирт, Эмма Стоун, Эйлин Эткинс, Джеки Уивер, Марша Гей Харден, Саймон МакБёрни, Джереми Шэмос, Хэмиш Линклейтер, Кэтрин МакКормак, Уте Лемпер

Продолжительность — 98 мин.

Вуди Аллен — в принципе, уже давно самостоятельный жанр имени себя, с некоторой внутренней градацией. Есть Вуди серьёзный, есть Вуди драматический, есть Вуди смешливый и легкомысленный — но темы и идеи у него всё равно всегда примерно одни и те же. «Магия лунного света» — как раз из более лёгких его фильмов; но за лёгкостью, как всегда, спрятано много интересного.

Лёгкость лёгкости, впрочем, тоже рознь — «Магия» всё же не совсем воздушное безе «Римских приключений», этот тортик будет немного поувесистей, да и сочетание вкусов в нём довольно непростое, изящно играющееся и с горечью, и с кислинкой. Легкомысленный курортный романчик среди туристических красот юга Франции, который виделся по просветлённым рекламным роликом, на практике играет на совсем другом корте и в другую игру. В «Магии» Вуди с удовольствием продолжает давно интересующий его разговор о том, на какой стороне стоит быть в непрекращающемся споре материализма и веры, и помещает его в контекст слегка авантюрной истории о том, как знаменитый фокусник (а по совместительству записной мизантроп и ярый материалист) пытается вывести на чистую воду юную спиритуалистку, что втёрлась в доверие к очень богатой семье.

Живо интересуясь всевозможными любовными переживаниями людских существ, Аллен сам при этом вовсе не романтик — схожим образом и «Магия лунного света», технически являясь фильмом про любовь, вовсе не намерена следовать интуитивно понятной каждому романтической логике настоящей истории любви. Влюбленность интересует Вуди не как ласкового дядюшку, готового потрепать влюблённых за щёчку с умилённым «у-тю-тю», а как вдумчивого исследователя состояний, которые немножечко заставляют человека выходить за пределы привычных рамок собственного поведения — что частенько получается довольно-таки неуклюже. Именно эти недопонимания и нелепости, иллюзии и заблуждения всегда казались Аллену самым главным человеческим материалом — и «Магия лунного света» в очередной раз рассказывает о них с мудрой улыбкой.

Что же касается спора материализма и веры (к которой прицепляется и любовь, как ещё одна иллюзия, придуманная каждым человеком самому себе), то Аллен в «Магии» встаёт на интересную позицию. Да, всё обман, никакого иного мира, кроме своего собственного, у нас нет — но верить в этот обман порой жизненно необходимо. Материализм — это, быть может, правильно, но ужасно скучно. Никакого спора, то есть, на самом деле и нет — да, осознанно обманываться в главном, быть может, действительно глупо, но так сладостно и приятно, что остаётся только пожать плечами и сдаться на волю этой прекрасной лжи, разжигающей в сердце настоящее пламя настоящего чувства.

То есть, когда ты видишь, как рыжая богиня Эмма Стоун в кокетливой шляпке и лёгком летнем платьице качается на качелях в утопающем в зелени роскошном саду и читает Ницше, конечно, можно вступить с ней в дискуссию о смерти бога — но сердце подсказывает, что могут быть и куда более захватывающие варианты провести время вместе. И «Магия лунного света» говорит — да, Ницше, возможно, всё-таки прав, но, боже, каким надо быть болваном, чтобы в такой ситуации выбрать Ницше.

Рекомендуем почитать