Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Фильм: «Оставленные»

Фильм: «Оставленные»

03.10.2014
26

Left Behind, США, 2014

Режиссёр — Вик Армстронг

В ролях: Николас Кейдж, Чад Майкл Мюррей, Кэсси Томсон, Лиа Томпсон, Ники Уэлан

Продолжительность — 110 мин.

Эх, дядь Коль, дядь Коль, за что ты так с нами? Мы всё понимаем — проблемы с налогами, нужны любые деньги, какие предлагают; но осоловелую тоску в глазах зрителей ни за какие деньги не выкупишь. «Оставленные» — это мы все, кого за эти два часа покидают последние надежды на возможность нового хорошего фильма с Кейджем.

Если фильму «Оставленные» было бы необходимо придумать хоть какое-то практическое оправдание, то он позволяет тебе заново оценить всё то, что было до него. Вот, скажем, «Прометей» Ридли Скотта — раньше религиозный символизм в нём казался ну слишком уж прямолинейным, а после «Оставленных» Скотт уже выглядит непревзойдённым мастером изящной недосказанности. У режиссёра Армстронга разговор о вере идёт не при помощи символизма, а при помощи тупой двухчасовой долбёжки зрителю прямо в лоб огромной картонкой, на которой аршинными буквами написано «НАДО ВЕРИТЬ В БОГА».

В вере, как и в какой бы то ни было религии, самой по себе, разумеется, ничего предосудительного нет — равно как и в миссии нести в мир знание о Боге, которую выбрала себе кинокомпания Stoney Lake Entertainment, сделавшая «Оставленных» по мотивам известного христиански-апокалиптического бестселлера в нескольких частях. (Так что в финале вам не показалось — этот немыслимый заключительный кадр и правда был заявкой на продолжение). Просто с миссией этой можно справляться по-разному. Например, без предположения о том, что ваша аудитория состоит не из дошкольников даже, а из одноклеточных, которым каждую нужную вам идею необходимо множество раз прокричать прямо в ухо максимально громкими и понятными словами, пока эти слова чисто физически не отпечатаются на подкорке.

Или без затягивания некогда уважаемого артиста в пучину свинцово неповоротливого фильма, снятого в безразличной стилистике третьеразрядного сериала 80-х, счастливо лишённой хоть сколько-то творческого подхода к чему бы то ни было — который битых сорок минут никак не может сдвинуться с места. Или без прерывания истории о том, как всех праведников одномоментно забрали на небо, а остальных оставили доживать в начавшемся немедленно хаосе, предельно душещипательной балладой, начинающейся со слов «Интересно, как там, на небесах?», пока камера упирается взглядом в рассвет.

«Оставленные» виновны во всём перечисленном, и во многом другом помимо этого — но все остальные, более мелкие их, ха-ха, грехи (вроде того, как стремительно герои догадываются об истинной причине произошедшего, лишь посмотрев на пару цитат из Библии) меркнут перед главной, фундаментальной ошибкой. Обращаясь к языку кино для передачи при его помощи своей главной идеи, их создатели отчего-то решили, что эта идея покроет абсолютное неумение с этим языком обращаться, даже на базовом уровне.

Кино — действительно мощнейший идеологический инструмент, спросите хоть Сергея Эйзенштейна, хоть Лени Рифеншталь; сработает, правда, только в том случае, если получившееся кино будет интересно смотреть до конца. «Оставленные» — абсолютно не этот случай; закатывать глаза на них начинаешь минуте на третьей, когда главная положительная героиня ввязывается в чудовищно надуманный диалог о Боге с совершенно незнакомыми людьми. Сложновато, согласитесь, поверить в то, что проповедует кино, если не веришь в нём самом ни единому слову, ни единому персонажу.

Вердикт — чудовищно топорная религиозная агитка, с непревзойдённой неуклюжестью замаскированная под предельно безразличный апокалиптический триллер

Рекомендуем почитать