В свеженькой серии «Доктора Кто» «Kill the Moon» Питер Капальди в лучших традициях другого доктора, Хауса, доказывает, что увлеченное разглядыванием земли под ногами человечество вновь обратить к звездам может лишь какая-нибудь глобальная, но очень эффектная катастрофа — вроде вылупившегося из Луны космического дракона. Вероятно, есть ещё один, более мирный шанс — книги, подобные бестселлеру американца Энди Вейра.
Жизнь состоит из нелепых случайностей: в недалеком будущем астронавт Марк Уотни, участник третьей марсианской экспедиции НАСА, забыт своими товарищами на красной планете. До следующей миссии ждать четыре долгих года, в распоряжении новоявленного робинзона — пошатывающийся на ветру жилой модуль (правда, напичканный современными, а также самую малость футуристичными технологиями), пара марсоходов, небольшой запас воды, кислорода и композиций Дэвида Боуи, а на закуску — протеиновые пайки, которые все равно закончатся много раньше, нежели прибудут спасатели. Связь с Землей не работает, в скафандре зияет дыра, секса в ближайшее время не предвидится, ибо зеленокожие принцессы предпочитают скудным марсианским пустошам романы Берроуза. Добро пожаловать в мир «твердой» научной фантастики, где на протяжении нескольких страниц вам будут излагать принцип работы оксигенатора и методы получения воды из ракетного топлива, а ракетного топлива — из человеческой мочи. Кроме того, научат правильно выращивать картофель, сооружать в невесомости бомбу из обычного сахара и ремонтировать изолентой технику за миллионы долларов.
Тем, кому совершенно не интересно, отчего, например, на поверхности Марса нельзя воспользоваться ноутбуком с жидкокристаллическим дисплеем, не стоит отчаиваться — конечно, в схожей ситуации вы быстро и мучительно погибнете, но сейчас сможете-таки получить удовольствие от чтения: роман невероятно зрелищен, а его внутренняя драматургия свинчена по лекалам качественного голливудского блокбастера.
Неунывающий, чертовски изобретательный Уотни фиксирует свой опыт выживания в дневнике, где кипы математических и химических расчетов перемежаются живыми историями и отличными шутками; периодически камера переносится на Землю, где умники-бюрократы из Североамериканского космического агентства ломают головы и дорогостоящие агрегаты в попытках выручить своего астронавта, а пресса, естественно, превращает этот процесс в полноценное реалити-шоу. Тем временем, по направлению к родной планете потихоньку движутся остальные участники экспедиции, ещё не ведающие, что их коллега сейчас в одиночку сражается с инопланетной стихией.
При желании, «Марсианину» кое-что можно поставить в упрек; прежде всего, простоту психологического климата в романе (правда, в случае с Уотни большую поправку стоит сделать на американский менталитет — никакой пустопорожней рефлексии, только работа, работа и работа), обидное замечание в адрес советской космической программы (в пику постоянному восхвалению НАСА и конъюнктурному, с явным прицелом на кинематографическое будущее книги, комплименту китайской космонавтике), хрестоматийный финал на съезде с кульминации. Вместе с тем более мотивирующего к изучению полного курса естественных и физико-математических наук текста припомнить сложно — что, в сочетании с подлинно звездопроходческой эпикой, гарантированно произведет на впечатлительных людей сумасшедший эффект. Жаль, что у нашей страны с полетами на Марс пока не очень ладится.
АСТ, 2014 — 384 стр. Тираж — 12 000 экз.
Кроме «Марсианина», на сайте ЛитРес вас ждут еще 380 000 книг