Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Музыка: Red Snapper, Tricky, Aphex Twin

Музыка: Red Snapper, Tricky, Aphex Twin

09.10.2014
11

Сегодня расскажем о новых пластинках групп, известных многим еще с 90-х годов. Red Snapper, Tricky, Aphex Twin — вы если и не любили их всей душой, то, как минимум, не раз и не два слышали когда-то эти имена.

Red Snapper

«Hyena»

На рубеже 90-х и нулевых трио Red Snapper выпустило на Warp несколько интересных пластинок двигательной и здорово устроенной инструментальной музыки на стыке рока, фанка, эйсид-джаза и продвинутой электроники, а потом разбежалось — только, впрочем, для того, чтобы вновь собраться лет через пять и продолжить с того же места, где остановились. «Hyena» — седьмой альбом коллектива, и второй после воссоединения (если не считать сборника «A Pale Blue Dot»). «Key» трёхлетней давности был достаточно напористым и энергичным напоминанием о том, что Red Snapper ещё полны сил — к «Hyena» это относится в несколько меньшей степени.

В приджазованных пьесах для упругого контрабаса, фанковой гитары и саксофона, будто бы сочинённых для прослушивания в авторы саундтрека очередных «Друзей Оушена» (справедливости ради отметим, что Red Snapper играли так задолго до выхода первой части), Red Snapper звучат уместнее всего — в остальных же вещах чувствуется некоторая необязательность, будто Red Snapper и сами так до конца не решили, зачем именно это сочинили.

Tricky

«AdrianThaws»

Свой одиннадцатый альбом легенда трип-хопа Трики назвал своим настоящим именем. Можно было предположить, что такого названия должна была удостоиться пластинка, открывающая о Трики что-то неизвестное, сокровенное, самое потаённое. На самом деле происходит наоборот — за десять альбомов Трики так отточил свои привычки и приёмы, что на «Adrian Thaws» приходишь почти как к себе домой. Трики по-прежнему категорически недоволен окружающим миром (в недавней документалке, посвященной выходу альбома, он за десять минут успел оттаскать на причинном месте и Боно, и бывших коллег Massive Attack, и много кого ещё), и он по-прежнему конвертирует это недовольство в плохо поддающуюся категоризации музыку — запинающееся электро, летаргический хип-хоп, искорёженный реггей, призрачный джаз.

Трики всегда лавировал между привычными жанровыми флажками только по одному ему видному извилистому маршруту, и на альбоме номер одиннадцать следить за его причудливой траекторией по-прежнему интересно. Когда невесомая и неописуемо элегантная вещица «I Had a Dream» плавно перетекает в утробный бас жутковатой «My Palestine Girl», а следом немедленно начинается драм-н-басс-панк номера «Why Don’t You» с яростным девичьим речитативом и воодушевляющим припевом «Почему бы тебе не подойти и не огрести» под синтезаторы, изображающие полицейские сирены, хочется от всей души пожелать Трики доброго здоровья — чтобы подольше радовал нас такими вот калейдоскопическими пластинками, какие получаются только у него одного.

Aphex Twin

«Syro»

Первый за 13 лет альбом Aphex Twin, пожалуй, самого заметного электронного проекта 90-х — отчасти благодаря тому, что Ричард Д. Джеймс никогда, скажем деликатно, не стеснялся строить практически весь связанный с его музыкой визуальный ряд на ироническом использовании собственной физиономии, но всё же в первую очередь благодаря выдающимся продюсерским и композиторским талантам Джеймса. Хотя под маркой Aphex Twin действительно ничего не выходило с 2001-го года, всё это время Джеймс не то чтобы почивал на лаврах — он довольно стабильно выпускал виниловые мини-альбомы под вывесками Analord и AFX. То есть, на «Syro» действует не запылившийся за чёртову дюжину отшельник, по-мюнхгаузенски вытянувший сам себя за хвостик из подвала, а вполне активный музыкант. Любопытно, что на альбоме Джеймс безошибочно узнаётся по почерку, хотя «Syro» и практически лишён тех живодёрских звуковых экзерсисов, которыми славились записи Aphex Twin. Это довольно сдержанная и красивая среднетемповая (в основном) инструментальная электроника, аккуратно и с любовью сложенная из великого множества интересно взаимодействующих между собой звуковых слоёв. Нетерпеливо колотятся синтетические басы, тают эмбиентные пассажи, из глубины всплывают неопознанные сэмплы, внезапно переходящие на русский — «Syro» работает, как бесконечный конвейер, с которого всё время сходит что-то не совсем ожидаемое. Это, возможно, самый спокойный альбом Aphex Twin — по крайней мере, на нём нет ни единого пассажа, в который захотелось бы вдруг съежиться и спрятаться от настигающего тебя звука подальше; но за его видимым спокойствием прекрасно чувствуется работа всё того же неугомонного ума.

Рекомендуем почитать