Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Фильм: «Кино про Алексеева»

Фильм: «Кино про Алексеева»

13.10.2014
16

Россия, 2014

Режиссёр — Михаил Сегал
В ролях: Александр Збруев, Алексей Капитонов, Татьяна Майст, Ксения Радченко, Светлана Первушина
Продолжительность — 95 мин.

На «Кино про Алексеева» уходил со дня рождения, и там приходилось почти каждому раза по три объяснять, что это название у фильма такое, а не я так оговорился. Ответ режиссёра Михаила Сегала на вопрос, почему у фильма такое необычное название, сформулированный в самом фильме, практически гениален. Да, правильно — потому что это кино вовсе не про Алексеева.

Николай Алексеев — вымышленный Сегалом музыкант и певец, который в 70-е сочинял и исполнял бардовскую песню, а сейчас живёт одинокой стариковской жизнью где-то под Тулой. Однажды он получает телеграмму, содержание которой приводит его в нешуточное волнение. Он едет в Тулу, где пытается найти гитару, а потом на электричке в Москву — оказывается, его пригласили на интервью на одну радиостанцию, чтобы обсудить, как на его песнях выросли поколения слушателей.

Советский бард — фигура, досадно неосмысленная отечественным кинематографом. Перспектива воспоминаний о жизни в СССР подобного вымышленного персонажа, который мог бы этаким Форрестом Гампом пройти сквозь важные точки относительно недавней советской истории, нешуточно будоражила воображение — и будет продолжать будоражить и после «Кино про Алексеева», потому что в нём у Сегала на уме нечто совершенно иное. Если и можно Сегалу в связи с «Алексеевым» предъявить что-то серьёзное, то вот что — бесстрашно зачёрпывая советского быта 60-х и 70-х, заглядывая в не самые известные его уголки, он не торопится писать масштабный портрет эпохи. Скорее, он этак акварельно проходится по самым верхам, за что временами ему хочется крикнуть «Товарищ, дорогой, погоди, постой, давай вот тут и вот тут ещё подольше побудем».

Это, впрочем, будет не совсем верно — потому как портрет эпохи в планы Сегала не входил. Наоборот — на фоне обрывков этой эпохи он рисует нам портрет героя, которому, в общем-то, на все особенности эпохи было более-менее плевать. Его Алексеев довольно безразлично плывёт сквозь советскую жизнь, выбирает самые проторённые пути, легко идёт на сделки с совестью и видимо оживляется только тогда, когда мимо пробегает очередная симпатичная девушка. В контрасте между тем, что мы слышим об Алексееве в ходе радиоинтервью, и тем, что мы видим в его собственных воспоминаниях, скрывается и главная мысль Сегала. Он изучает не эпоху и не человека, не судьбу артиста и не его творчество (комическим образом ни одна из песен Алексеева до определённого момента не звучит в фильме целиком), а ту странную способность каждого из нас (бывает, что даже помимо собственной воли) оставить вдруг в чьей-то судьбе неизгладимый след.

Это кино про любовь, как мы говорили выше — и про то, что можно сколько угодно о ней разглагольствовать и совершенно её не чувствовать, и можно молча пылать ею всю свою жизнь. Рассказать о «Кино про Алексеева» больше — значит, разрушить те небольшие, но приятные сюрпризы, что припасены у Сегала к финалу. Может, и правда слегка досадно, что «Кино про Алексеева» не копает глубже, что там, где хотелось получить увесистый роман обо всём сразу, пришла только ностальгическая открытка. Но — открытка эта от очень хорошего человека. И написаны на ней только самые важные слова.

Вердикт — нежное и грустное кино про то, что любовь — такая специальная иллюзия, которую каждый придумывает себе сам

Рекомендуем почитать