Режиссер – Михаил Сегал
В ролях: Андрей Мерзликин, Андрей Петров, Игорь Угольников, Любовь Новикова, Татьяна Миронова, Василий Мичков
Продолжительность – 105 мин
«А романа у вас нет?» - с порога спрашивают в издательстве безымянного писателя (его играет, кстати, Влади из «Касты»), который принёс сборник с рассказами. «Лучше бы роман». То есть, сценарист и режиссер фильма «Рассказы» Михаил Сегал с самого начала подмигивает зрителю – рассказы никому сейчас не нужны, говорит он устами своих героев, а потом выкатывает нам именно их же; мол, посмотрите, ну, что, действительно не нужны?
Эти «Рассказы» вышли из рассказа, из короткометражки «Мир крепежа», которая в прошлом году стала лучшим коротким метром кинофестиваля «Кинотавр» (и лучшим российским фильмом видеофестиваля в Канске) - в свете чего было принято решение развернуть эту историю в полнометражный фильм из нескольких новелл. Новелл очень разных – две откровенно комические, но с заметным привкусом абсурда, одна прямолинейно-сатирическая, третья – многозначительно-метафорическая и с ощутимым налетом мистики. Но всех их объединяет одно – это безошибочно узнаваемое, стопроцентно русское кино. Про всё то, в чём мы все с вами сегодня живём.
Нет, Сегал не пытается объять необъятное и завести смертельно серьёзный разговор о судьбах России. Хоть он и позволяет себе мимоходом выписать в диалоге комический прогноз на дальнейшую жизнь в России лет через 5-7, он всё же не сгущает краски и не заламывает руки, а скорее дружелюбно и изобретательно предлагает поводы для разговора о том, что происходит с нами в дне сегодняшнем. О повсеместной неуверенности в завтрашнем дне и об отсутствии общего языка у советского и постсоветского поколений, об утрате ценности русского печатного слова и о круговороте взяточничества, как системе, обеспечивающей жизнь государственной машине.
И выступает он при этом, как заправский оратор – не столько бьёт свою аудиторию по голове своими неопровержимыми выкладками, сколько пускается с ней в сложный затейливый танец. Здесь рассмешит, здесь поддаст странности, здесь выскажется прямо в лоб, здесь запутает следы и намутит образности, напугает, пошутит, снова рассмешит, выйдет на неожиданно душещипательное признание. От «Рассказов» в результате остаётся головокружительное, слегка забытое применительно к русскому кино ощущение, будто на странном званом вечере в толпе косноязычных, угрюмых людей, изъясняющихся односложными глупостями, встретил, наконец, виртуозного и остроумного собеседника, с которым за два часа бурно, эмоционально и остроумно обсудил всё самое интересное сразу. Нужны ли нам такие «Рассказы», уважаемый Михаил Сегал? Ой, как нужны. Пожалуй, нужнее всего, что за последние годы выходило на родном языке.
Вердикт – вот такое новое русское кино нам очень нужно – умное, тонкое, абсурдное, страшное, смешное, умеющее непошло и неглупо вести разговор о нашей российской современности одновременно насыщенным и предельно понятным языком. Побольше, побольше такого, пожалуйста!