Machine Head, Cavalera Conspiracy и Exodus — получите и распишитесь, сразу три новых тяж-ж-жёлых альбома старичков металлопроката готовы напрячь ваши уши, мозги и вообще всё.
Machine Head «Bloodstone & Diamonds»
К восьмому альбому Machine Head пришли и с приобретениями (исполнилось 20 лет их дебютной пластинке «Burn My Eyes», повод, которому я задолжал отдельный внушительный текст), и с потерями (ушёл басист Адам Дьюс, оставив вокалиста Роба Флинна единственным из оригинального состава, кто дотянул эти двадцать лет). «Bloodstone & Diamonds» — вполне прекрасный отчёт о проделанной за двадцать лет работе; здесь Machine Head собирают на кучу все свои фирменные привычки и переплавляют их в дюжину случаев увесистого трэш-металлического золота. Здесь правда всё очень сбалансировано — оглушительная громкость и мелодическая проникновенность, штурмовой галоп и загадочная атмосфера, плотный хард-роковый грув и прогрессивная сложность композиций. Machine Head будто бы специально иллюстрируют старый анекдот про «я и песни петь могу, и кое-что другое тоже» — если «Killers & Kings» стартуют с феноменального мощного риффа, роющего землю сметающим всё на своём пути локомотивом и удивительно тонко размеченного тарелками барабанщика Дэйва МакКина, то потусторонний эпос «Sail into the Black» начинается чуть ли не с горлового пения. В «Night of the Long Knives» выстраивается сложносочинённый, постоянно мутирующий трэш-колосс на семь минут, но дальше с ним соседствует обнажённый до почти полного отсутствия звука погребальный номер «Damage Inside» и построенная на минималистичном Black Sabbath’овском риффе смолисто-тягучая песня «Beneath the Silt».
Все эти вроде бы довольно разрозненные приёмы уживаются на пластинке «Bloodstone & Diamonds» гармонично и естественно, будто только так все всю жизнь и играли. Сократи Machine Head пластинку на пару довольно примитивных скрипичных аранжировок и ещё пару песенок (здесь есть даже вполне логичный финал, запоминающийся отличным припевом номер с подходящим названием «Game Over»), «Bloodstone & Diamonds» можно было бы смело вносить в список карутейших тяжелых пластинок года — но, с другой стороны, упрямая готовность делать только так, как подсказывает сердце, и сделала Machine Head теми, кто они есть сейчас, так что советы мы прибережём для себя и просто включим ещё раз этот мощный и яркий альбом.
Cavalera Conspiracy «Pandemonium»
Семь лет назад главная кровная вражда современного металла разрешилась счастливым перемирием — братья Макс и Игорь Кавальера, оставшиеся по разные стороны баррикад после распада Sepultura в 1996-м, зарыли топор войны и в честь этого события основали отдельную группу Cavalera Conpirasy, с гитаристом Soulfly Марком Риццо и басистом Gojira Джо Дюплантьером (последнего со временем сменил Нэйт Ньютон из Converge). «Pandemonium» — третий альбом коллектива, и на нём они, в соответствии с названием (которое очаровательно переводится как «ад кромешный»), врубают лютость на полную.
Макс в интервью грозился грайндкором — до такой степень стремительной брутальности CC не доходят (к тому же в интервью можно говорить всё, что угодно — Игорь, в частности, утверждал, что этот альбом они запишут с Максом вдвоём, практически как The White Stripes, а продюсировать будет Джеймс Мёрфи), но в целом играют стремительнее, подтянутее и свирепее, чем раньше. «Pandemonium» шарахает по голове железобетонными риффами, рычащим вокалом и головокружительными темпами — от номеров вроде красноречиво названного «Banzai Kamikaze» кровь бьёт в голову будь здоров, но на альбомной дистанции весь этот оглушительный ракетный рёв начинает неотвратимо сливаться в единую неразличимую кашу. Некоторая толика разнообразия могла бы украсить эту одномерную пластинку, а так остаётся только уважать решимость этих взрослых мужей переть до конца в деле брутальной бронебойни, да вежливо выключать треке на пятом-шестом.
Exodus «Blood In, Blood Out»
Пятые при большой четвёрке мирового трэша Metallica, Slayer, Anthrax и Megadeth, Exodus за почти тридцать пят лет карьеры (юбилей нагрянет в следующем году) обзавелись довольно обширной семьёй из бывших и действующих участников, связывающей их такими же кровными узами и с другими группами. Так что кровь из заголовка этой пластинки, которая туда и сюда — это как раз об этих перемещениях родства. Здесь они снова (уже в третий раз) объединились с вокалистом Стивеном Сузой, по совокупности записавшим с Exodus больше всего пластинок (шесть из десяти); здесь заходят на огонёк Кёрк Хэммет, оставивший группу в 1981-м году ради Metallica, и Чак Билли, которого Суза перед уходом в Exodus в 1986-м представил участникам своей предыдущей группы Legacy, тут же сменившей название на Testament. В общем, да, это ностальгическая вечеринка для своих, на которую щедро приглашены все фанаты жанра — тем более что «Blood In, Blood Out» честно выполнен в абсолютно старорежимном духе.
Exodus немного мутят воду в начале, запуская во вступление хип-хоп продюсера Дэна Накамуру и накручивая вместе с ним этакого индастриала под драм-машинку, но уже через две минуты им надоедает валять дурака, и «Blood In, Blood Out» начинается всерьёз. Это шестьдесят минут классического трэша, сыгранного без затей, но стремительно и с огоньком, бальзам на уши ретрограда — зажигательный отрывистый лай Сузы, выкрикиваемые хриплым хором припевы, головотяпский барабанный бой, всё, как в каком-нибудь 1989-м (или 85-м, как утверждают сами Exodus в заглавном треке), только плотнее, весомее, энергичнее.