В КМЦ в галерее Секач открылась выставка в соавторстве Сергея Форостовского и Елены Лукиянчук — «Европейский роман», уже вторая по счету в этом сезоне, сталкивающая самостоятельных мужчину и женщину (до этого там была история раздельных пленеров на Байкале и Телецком). Это ужасно правильный с точки зрения пространства опыт: галерея Секач, располагающая двумя этажами, делится между художниками — более известный Форостовский поглощает еще и лестницу. Хотя постоянно упоминаемая теперь тема гендерного противостояния скорее надумана, чем хоть как-то считывается.
Начинается выставка (идем по порядку) четкими, может даже весьма конкретными работами Лукиянчук, в которых есть вывески, есть дома, универсальные ландшафты и разлитые цвета, иногда буквально обозначенные даже в названии. Здесь есть мятный — Венеция как лужа в проулке, и желтый — отраженный свет, и эти вкрапления сначала слишком сильно напоминают работы Форостовского, если тыкать наугад. Это обманчивое чувство, что все одинаково, быстро пройдет, если встать на втором этаже напротив ряда пейзажей, одновременно поглядывая через стеклянные ниши на полу — вниз. Там — настоящие свет, тишина, равновесие. Задумка сталкивать художников, конечно, довольно амбициозная, но с подобным соседством, на самом деле, мало кто справится — дело в конкретном мировосприятии. Каждый объем, будь то дождливый пейзаж, сам по себе, или — шпили в Загребе, удвоенные по вертикали, но в одном случае плоские, в другой — как бы торчащие наружу; или это его постоянно голое небо, написанное словно одним очень вязким, но сильным движением, отчего небо становится почти прозрачным и каждый раз, каждый раз имеет другой оттенок, хотя, кажется, их столько нет. Если здесь и есть облака, то наложены они грубо поверх, как и некоторые другие детали — цветные (допустим, красные) пятна людей, углов, деревьев. При этом сюжет — только часть работы, всегда есть невидимая дымка, черта, перейдя которую тут же попадешь под впечатление от этого невероятного воздуха, им проникнут каждый миллиметр холста — чтобы понять, что от Европы дышится не так, как от всего остального, достаточно вспомнить Сайгонские тетради.
Дело, конечно, не только в небе (можно пройтись с линейкой и понять, что здесь иногда его даже меньше, чем на втором этаже), а в полном отсутствии лишних движений — если в живописи Елены Лукиянчук ждешь зажженного окна, поворота за угол, возможности вхождения, там есть какое-то любование, процессность, излишняя концентрация на местах, то в живописи Форостовского ждешь и находишь отрешенность, и такая картина мира, построенная на чистой живописности, не отпускает. И Галерея Секач, сделанная, как и все в этом музее, по каким-то собственным законам, на этот раз сильно помогает — цвета под разными углами играют по-разному; если есть возможность — останьтесь в этих углах навсегда.
Выставка этих абсолютно разных работ пробудет в КМЦ до 25 января. Напоминаем, что весь музей не работает по понедельникам, галерея еще и по вторникам.