Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Фильм: «Ёлки 1914»

Фильм: «Ёлки 1914»

26.12.2014
28

Россия, 2014

Режиссёры — Ольга Харина, Тимур Бекмамбетов, Александр Котт, Андрей Кавун, Заур Засеев, Дмитрий Киселёв, Юрий Быков, Александр Карпиловский, Екатерина Телегина
В ролях: Иван Ургант, Сергей Светлаков, Константин Хабенский, Александр Паль, Вера Панфилова, Артур Смольянинов, Катерина Шпица, Владимир Гостюхин, Ян Цапник, Виктор Вержбицкий, Мария Порошина, Эммануил Виторган, Альберт Филозов, Александр Баширов, Ильдар Абдразаков, Антон Богданов

Продолжительность — 106 мин.

Постер фильма «Ёлки 1914»Сто лет назад было всё то же самое, уверяют нас создатели «Елок 1914» — в смысле, да, не было интернета, да и электричество ещё не везде провели, но люди жили примерно всё тем же, чем и сегодня. Получается у них довольно убедительно.

Главный вопрос, который мог бы быть предъявлен самой концепции перенести «Ёлки» именно на сто лет назад — какой, к чёрту, Новый год, когда Россия находится в состоянии войны? — «Ёлки 1914» решают довольно благородным образом; они не изображают страусов, прячущих головы в песок, и не выносят войну за скобки, а наоборот, делают связанные с нею обстоятельства центральными для многих своих сюжетов. Правда, та настойчивость, с которой «Ёлки 1914» наводят параллели между Россией ста лет назад и Россией сегодняшней — и та непоколебимая уверенность, с которой они отвечают на вопрос, что надо делать в случае войны (что-что, немедленно собираться и идти воевать, конечно) — добавляют фильму незапланированного тревожного подтекста. Будут ли авторы так же искренне рады подобным параллелям, если Россию 2014-го ждут такие же следующие лет, ну, скажем, тридцать, какие ждали Россию 1914-го? Вопрос открытый.

За исключением этого довольно сложного момента, «Ёлки 1914» устроены, пожалуй, ладней всего из ёлочного сериала. Как будто сам факт работы с историческим материалом так действует на всех, что подсознательно хочется немного вытянуться в струнку — «Ёлки 1914» написаны и разыграны с приятной элегантностью (разве что история с медведем кажется чуть глуповатой, но зато выигрывает за счёт феноменального взаимодействия актёра Антона Богданова с медведем).

Сценарий действительно написан очень ладно — все внезапные проявления доброты здесь выдержаны в более-менее реалистичном ключе, новогодние чудеса случаются в основном скромного порядка (за вычетом вмешательства незримого императора, конечно, но это только один раз). Плюс авторы начинают довольно смешно играть с собственной мифологией серии — скажем, знакомство Бориса и Оли обставлено довольно-таки остроумно. Выразимся так — там, где раньше был сборник новогодних анекдотов, теперь красуется приятная книжечка с коллекцией чрезвычайно неплохо придуманных и написанных рассказов. Не все из них пока готовы встать на одну полку с литературной классикой, но движение идёт в правильном направлении.

Нельзя так же не отметить, как уверенно входят в русский кинематографический мэйнстрим артисты, найденные Крыжовниковым для «Горько!»; Ян Цапник скоро уверенно станет ведущим нашим комическим актёром, а Александр Паль был совершенно заслуженно признан журналом GQ человеком года — он тащит на себе махину новогоднего праздничного кино с лёгкостью и невозмутимой грацией, как будто был для этого рождён. Да и на всех остальных приятно посмотреть — даже Сергей Светлаков, когда оказывается в роли, не требующей постоянного валяния дурака, выглядит почти родным. В общем, на «Ёлках 1914», при всех понятных сопутствующих соображениях, скорее хорошо, чем наоборот. Тоже в некотором смысле рождественское чудо, что.

Вердикт — самый дельный выпуск ёлочного сериала

Рекомендуем почитать