Социальная лаборатория «Человеческий голос», минувшей осенью проходившая в правобережном ТЮЗе, обогатила репертуар театра новым детским спектаклем, который удачно соединил в себе ироническую патетику и трогательный, не вульгарный разговор о повседневных проблемах, которые подстерегают подростков. «Волшебные пальцы» — это комикс-шоу, большая сцена, много сценической пластики, актерское многолюдье и симпатичная музыкальная тема.
Как говорили драматурги Вячеслав Дурненков и Мария Зелинская, их задачей было создать по итогам общения с воспитанниками обычных школ и Красноярской коррекционной школы-интерната для детей с нарушениями слуха такой текст, который при постановке был бы одинаково понятен любому подростку. История взята сказочная — мальчик-изгой, которого игнорируют девочки, а мальчишки щедро одаряют тумаками, встречается с настоящим супергероем, и тот делится с ребенком своими фантастическими способностями. Теперь пары жестов пальцами ему достаточно для того, чтобы повернуть время вспять и спасти неосторожную парочку, рассекающую на коньках по тонкому льду, вдохновить любимую маму-дизайнера на создание годного эскиза для строгой начальницы или поставить на место зарвавшихся хулиганов.
Идей и сюжетов в эту канву авторы заложили с преизбытком. Получается так, что некоторые эпизоды и даже главы (спектакль четко структурирован, а каждая из его сцен кадрирована внутри себя, словно и в самом деле состоит из россыпи нарисованных картинок) дублируют друг друга, не добавляя весомых смыслов; иные же режиссеру приходится вытягивать, чтобы не оставить досадных интонационных «хвостов». С другой стороны, поговорить успевают обо всем: о преодолении социальных комплексов и о трудностях подростковой любви, о необходимости усердно учиться и об ответственности за свои поступки — увлекшись восстановлением справедливости, легко впасть в раж и натворить дурных дел. Немного, но трогательно говорят о родителях — из Елены Половинкиной получается мама настолько идеальная, что по окончании постановки стыдно будет не позвонить свой собственной.
С развлекательной частью дела у спектакля также обстоят хорошо: художники Виктория Попова и Василина Харламова искусно визуализовали все спрятанные в пьесе комиксовые клише — здесь много сочных, почти ядовитых цветов, типажных костюмов и диковинной атрибутики (все эти безумные прически, чирлидерские юбочки, пижонские пиджачки и так далее...). Слов в «Пальцах» фактически не произносится, всё решается за счет эффектной хореографии Елены Слободчиковой, которая в кои-то веки не выглядит зрелищным перфомансом ради самого себя, как нередко случается в других тюзовских постановках. Для того чтобы считать переведенные на пластический язык идеи не требуется никаких усилий и, вместе с тем, очевидная предсказуемость интриги с лихвой компенсируется красотой происходящего — а, значит, задумка драматургов удалась полностью.
Тем паче что слабослышащие зрители, судя по высказываниям в социальных сетях, и вовсе в восторге: кто-то из них написал, что в спектакле много мелочей, которые понятны лишь владеющим языком жестов. Наконец, для верности детских восторгов постановке придали даже небольшое химическое шоу — со вспышками и потоками холодного азота, замаскированное под школьный урок. А то, какой же комикс без спецэффектов.
Фото: Виктор Олейник