Relatos Salvajes, Аргентина/Испания, 2014
Режиссёр — Дамиан Сифрон
В ролях: Рикардо Дарин, Лиллиана Акерман, Луис Мануэль Альтамирано Гарсия, Алехандро Анджелини, Дамиан Бенитес, Кристина Бланко
Продолжительность — 122 мин.
«Дикие истории» абсолютно необходимо смотреть в коллективе, желательно не очень подготовленных зрителей — реакция зала здесь является неотъемлемой частью общего переживания. Так что бросайте читать прямо сейчас и запланируйте поход в кино — и возвращайтесь только после него, так будет значительно интересней, поверьте.
«Истории» сейчас числятся конкурентами звягинцевского «Левиафана» среди претендентов на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке — и со Звягинцевым фильм аргентинца Сифрона объединяет не только внушительное количество фестивальных призов. Как и «Левиафан», «Истории» стремятся поговорить о злободневном и наболевшем; и это наболевшее во много отчаянно похоже на наше с вами. Бытовое хамство на дорогах, приводящее к травматизму; бывшие бандиты, идущие во власть; бесконечный тупик коррумпированной бюрократии, наросшей вместо призванных обеспечивать общественный контроль структур — поднимите руку, кому в этом списке что-то незнакомо? Да что там, сюжетный заход одной из новелл (фильм склеен из нескольких коротких историй) почти дословно копирует одну местную, нашумевшую ещё летом историю — не скажу, которую.
Другое дело, что, сталкиваясь с подобными явлениями, Сифрон испытывает по их поводу не столько драматическую горечь или обречённое чувство безысходности, сколько здоровую весёлую злость. Объединяющая короткие новеллы «Историй» черта — формат под названием «человека довели»; практически всех героев неприглядная реальность ставит в такие условия, что реагировать цивилизованно уже не остаётся никаких моральных сил. Где-то Сифрон решает это в формате совсем уж гомерического чернушного анекдота (открывающая новелла про самолёт), где-то делает выбор в пользу куда более абсурдного и горького юмора (история про садовника, сделанная чернее чернейшего Вуди Аллена).
Но главный манёвр, который закладывают «Дикие истории», на самом деле двойной — они не только максимально доходчиво воплощают то пьянящее чувство внезапной свободы, когда ты наконец-то позволил себе отпустить всяческие тормоза, но и тут же докручивают ситуацию дальше, туда, где немедленно приходят совсем уж необратимые последствия. То есть, весело и с огоньком рассказывая о том, какой бывает порой катарсис от того, чтобы сорваться, наконец, и заорать, Сифрон тут же совершенно серьёзно добавляет «Но и это на самом деле не выход». Какой должен быть выход, Сифрон тоже знает — новелла об этом неслучайно поставлена последней. Но ответ на этот вопрос вам точно надо будет найти самостоятельно — для чего придётся всё-таки посмотреть сами «Дикие истории», а не искать все ответы в рецензии на них. Извините, что ли.
Вердикт — отличный аргентинский альманах про то, что жить — нелегко