Если чего и не хватало на концерте тувинских легенд «Хуун-хуур-ту», то это, разве что, неба с заходящим солнцем над головой. Ну, ещё, быть может, гор у горизонта, ветра в волосах и запаха сухой травы. Впрочем, ладно — стоило закрыть глаза, и всё это тут же являлось.
С выступления «Хуун-хуур-ту», возможно, самой известной в мире группы, исполняющей тувинскую музыку, стартовал прекрасный проект «Музыка великой степи», как раз придуманный для того, чтобы знакомить красноярцев с поющими тувинцами. Обосновалась «Музыка» в концертной студии радиостанции «Серебряный дождь», чья не очень большая вместительность относительно количества желающих послушать тувинских героев уже стала поводом для основательного числа пересудов в соцсетях. От лица человека, простоявшего в счастливом трансе полтора часа в проходе с пальто и рюкзаком в руках, хочется от всей души извиниться перед всеми недовольными наплывом посетителей и теснотой площадки за то, что эта музыка оказалась интересна кому-то ещё, помимо них. Пообещать, что мы больше так не будем, впрочем, увы, пока не могу.
Объявляя демонстрацию очередного стиля горлового пения, один из основателей группы Саян Бапа, крепкий улыбающийся мужчина с завораживающим бархатным голосом, объясняет, что при исполнении данным стилем пения мужчина садится лицом к горе и обращается к ней, «так что звук идёт, по сути, из вечности в вечность». Эта корневая, стихийная природа тувинской музыки и творчества «Хуун-хуур-ту» в частности (тоже в целом основанного на народном материале) в концерте чувствуется очень сильно — это музыка не людей, стремящихся продемонстрировать что-то миру, но людей, живущих в нём, выражение не столько собственной авторской уникальности, а сколько своей неотъемлемой связи со всем вокруг. Это нерушимое, подлинное спокойствие живёт внутри даже самых бойких песен, посвященных вроде бы абсолютно житейским делам — протяжный звук того же игила стремится не столько к тебе, сколько сквозь тебя к чему-то несоизмеримо большему, и возможность если не оседлать эту волну, то хотя бы прицепиться к ней и вместе с ней к этому неведомому прикоснуться, пожалуй, немного важнее того, остались ли места в гардеробе.
Лично у меня сложилось впечатление, что зал концертной студии «Дождя» если и не разделял подобного мнения, то интуитивно что-то такое чувствовал. «Хуун-хуур-ту» не просто слушали — им внимали; в воздухе и в лицах собравшихся чувствовалась подлинная заворожённость, такое сосредоточенное радостное внимание, которое бывает, когда выхватишь вдруг из окружающей реальности неподдельный момент невероятной красоты и боишься даже вздохнуть, лишь бы его не спугнуть. Не спугнули — «Хуун-хуур-ту» великодушно сыграли волшебный полуторачасовой концерт и, кажется, были искренне растроганы той горячей овацией, что устроила им публика по завершению этого выступления. «Не понимаем, почему мы выступаем в Красноярске первый раз — мы же столько раз куда-нибудь через него проезжали!», — делился перед концертом недоумением тот же Саян Бапа. Что ж, теперь, когда проклятье, чем бы оно ни было вызвано, снято, можно с уверенностью сказать — это была не последняя встреча. Теперь «Хуун-хуур-ту» точно знают, что здесь их всегда ждут.
фото Алины Ковригиной