В галерее «Отдел» (МТБЦ «Пилот» на ул. Аэровокзальная, 10) открылась выставка, презентующая фотоклуб «Енисей» — четыре участника-фотографа представляют собой некое независимое объединение, созданное с целью развития художественной и документальной фотографии. На самом деле, это четыре абсолютно разные серии, помещенные на три кирпичные стены под низким потолком. Первое, что бросается в глаза — нетипичный формат фотографий — примерно двадцать на тридцать, словно нужно присматриваться и приглядываться и подходить ближе. Практически все фотографии одинакового размера, поэтому серии кажутся даже теснее развешенными, чем нужно: скорее всего, это показывает типичность взгляда, собирает внимание — примерно так же можно просматривать фотографии на смартфоне, двигаясь куда-то вправо, листая, листая, пока не обнаруживаешь, что они кончились.
Если кажется, что не нужно зацикливаться, обращать внимание на детали, то только потому, что фотографии «слишком» документальны (тут, например, встречается горящая высотка на Шахтеров или задворки какой-то школы), порой чуть ли не репортажны. Это особенно заметно в первой и второй сериях (Игорь Верховский и Глеб Покров), и в этом смысле сильно отличается четвертая, очень декоративная, приятно гротескная как сюжетно (ананас имеет рот, потому курит), так и в цветах (у апельсина серебрится корка). Вся выставка — как вид из окна, пролетающий на скорости, и как один цельный пейзаж, который никогда не меняется. В конце концов, даже в косточках от хурмы видится бесконечное таинство, ведь они действительно невероятно художественны даже сами по себе, не только в окружении малинового фона. На это переходное сочетание сугубо личной, похоже понятной реальности и категоричного в своей интенсивности арта хочется смотреть очень долго.
«Отдел», кстати, удивительное пространство — изначально его раскачивало, как от шторма (до сих пор не ясно, что такое, например, проект «Дыхание Сибири»), или здесь показывали слишком угождающую зрителям выставку Георгия Тандишвилли. Теперь тут отличный свет, вычистивший полумрак из углов, и более-менее стойкая заглавная идеология: молодых красноярских художников едва ли можно увидеть где-то, кроме КМЦ (в конце концов, уже надоело спрашивать, куда делись «Быстровки»), — и появление нового пространства само по себе достижение.
фото Олеси Поздняковой