- The Book of Life, США, 2014
- Режиссёр — Хорхе Гутьерес
- Роли в оригинале озвучивали: Диего Луна, Ченнинг Татум, Зои Салдана, Рон Перлман, Кейт дель Кастильо, Пласидо Доминго, Дэнни Трехо, Чич Марин, Кристина Эпплгейт, Гильермо дель Торо
- Продолжительность — 95 мин.
Детский мультик про то, как бывает радостно встретиться с мёртвыми? Неудивительно, что на афише подобного проекта красуется имя продюсера Гильермо дель Торо. «Книга жизни», конечно, и об этом — но при этом ещё и о столь многом другом, что её начинки вполне хватило бы штук на пять отдельных историй.
Режиссёр и сценарист «Книги» Гутьерес — ветеран мультсериалостроения, но новичок в полнометражной анимации; видимо, поэтому он решил впихнуть в свой дебютный заход сразу все идеи, что удалось придумать; так, для верности. Более-менее стандартные для современной анимации мотивы про необходимость поиска собственного пути, отличного от того, что тебе по умолчанию вручается происхождением, здесь одновременно подкрепляются вестерновым сюжетом про схватку городка с бандитами и нежной романтической историей о чувстве между двумя лучшими друзьями и девушкой, пронесённом сквозь жизнь с самых юных лет.
Сверху на всё это накручена головокружительная волшебная мешанина, в которой хозяева разных уровней загробных миров, вдохновенно нафантазированных на основе мифологий мексиканцев и индейцев майя, заключают пари на исходы человеческих судеб, точь-в-точь как имели привычку боги Эллады. Для полноты картины центральная история пересказывается группе непослушных детишек при помощи ярких мексиканских деревянных фигурок, поэтому дизайн персонажей и мира, в котором они проживают, принимает довольно неожиданные формы.
Если от этого описания глаза у вас хоть немножечко поползли на лоб, имейте в виду — на «Книге жизни» так происходит все полтора часа с хвостиком. Этот избыточный, перенасыщенный мультик буквально-таки взрывается вам в лицо с экрана в бесконечном фейерверке ярчайших цветов и невероятных свершений — в конце концов, перед нами произведение, в котором путешествие героя в мир мёртвых и обратно не является ни центральным, ни кульминационным событием. Гутьерес будто бы постоянно норовит пришпорить свою историю — и вот герои уже бьются с быками, поют друг другу песни, умирают, воскресают, сражаются со злом и друг другом и познают заковыристо устроенную космогонию собственной истории, и всё это в режиме бесконечно праздничного психоделического карнавала, периодически переключающегося в бесстрашно-чистосердечную сентиментальность.
От бесконечной пестроты предлагаемого переживания (визуальной, событийной, эмоциональной) впору немного ошалеть, но это, как мог бы заметить один из героев Владимира Машкова, нормально. Гутьерес как раз и гонится за такой специфической интонацией головокружительного мексиканского сериала, когда вся история превращается в безостановочный парад кульминаций — что, по очевидным причинам, может быть довольно утомительным. Но если поймать его специфическую волну, ощутить, что режиссёр рассматривает каждый элемент, от умильно моргающих глазок умильной хрюшки до заимствований из Radiohead и гигантского потустороннего лабиринта, как ударную силу, как важный акцент — то на «Книге жизни» можно огрести анимационную поездочку всей, ну, жизни. Только не забывайте держаться покрепче.
Вердикт — невероятно, чрезмерно насыщенный сразу всем мультфильм — если привыкнуть и настроиться, то всё отлично, но неподготовленных от переедания красочного может и немного укачать