В 2014 году санкции Запада и негативное отношение к России поубавили число потенциальных эмигрантов из РФ. По данным фонда «Общественное мнение», в июле о своем желании эмигрировать заявляли 12% опрошенных. Два года назад таковых было 17%. Newslab.ru продолжает публикацию историй о красноярцах, которые когда-то решили круто изменить свою жизнь — уехать в другую страну, найти там работу, жилье.
В Красноярске их знают многие. Здесь у них остались родные и друзья. Но они предпочли уехать. Мария Антипина. Красноярск — Сидней, Австралия. Онлайн-ответы на 10 вопросов.
Расскажите немного о себе — где Вы родились, где учились, кем работали до переезда?
Мне 29 лет, я родилась в Красноярске, училась в СибГТУ, закончила экономический факультет по специальности «бухгалтер». Работала несколько лет в «Сакура-Моторс», потом устроилась в аэропорт «Емельяново». Там я и трудилась до самого отъезда в Австралию, до октября 2013 года.
Нужно ли готовиться к переезду? Или импульсивное решение — единственный способ уехать с вероятностью 100%? И как было в вашем случае?
У нас простая история — однажды, примерно за год до переезда, мы как-то вечером сидели вместе с моим мужем, братом и его женой, и мой брат вдруг сказал: «Ребята, я тут почитал — а ведь в Австралии классно, давайте туда поедем жить?» Мы этой идеей загорелись, погуглили, почитали, и поняли, что да, надо ехать! У нас впереди был год подготовки, потому что уехать сюда — это очень дорого и непросто. За год мы поднакопили денег, продали машины, съездили в Европу, чтобы получить шенгенскую визу — это важный момент для визовой истории, чтобы Австралия посмотрела на нее и дала свою визу. Подучили английский за год. Сюда решили ехать по студенческой визе. Сейчас мой муж работает, я учусь, жена брата тоже учится. Учусь я, во-первых, для того, чтобы иметь право жить здесь, во-вторых — чтобы повысить квалификацию. Конечно, узнаю много нового, система бухучета тут реально другая, так что это все небесполезно, конечно. Мне предстоит подтвердить свой предыдущий диплом, показать опыт работы и получить в дальнейшем постоянную визу. Это очень не быстрый и очень не дешевый процесс, мы сейчас на одном из его этапов, образно говоря.
Кстати, найти работу в Австралии из России нереально — никто не будет читать резюме с российскими телефонами, им это не надо. Иммигрантов здесь хватает, нет нужды искать кого-то за рубежом.
И вообще — работа тут ищется в основном по знакомым, если отправлять резюме наугад — результат будет практически нулевым.
Переезд за рубеж в вашем случае — это уехать туда? Или уехать отсюда?
Наверное, это уехать туда. Не могу сказать, что у нас, как у многих других, были серьезные претензии, скажем, к правительству или суровой зиме, или имелись проблемы с карьерой... Нет, у нас всё было более-менее нормально. Просто мы решили поехать в страну с более благоприятным климатом, экологией, красивыми парками и природой. Мы не убегали от чего-то, скорее, искали чего-то нового. В Россию мы с удовольствием возвращаемся, проводим дома каникулы. Установки «наконец-то свалили!» у нас не было и нет.
Почему именно эта страна?
Про Австралию мало кто знает, и когда говоришь людям, что мы теперь живем там, то многие представляют себе какие-то сюжеты из фильмов-вестернов, маленькие домики, пустыня, кенгуру повсюду... Самое смешное, что это правда — стоит отъехать на 20 минут от центра Сиднея, выйти в любом пригороде — и вокруг сплошные парки, простор и глухомань. Но в то же время это очень развитая и экономически стабильная страна, тут очень низкий уровень преступности. Поэтому когда мы перебирали англоязычные страны, то остановились на Австралии.
Многие выбирают Таиланд, но, по-моему, это дорога в никуда. Гражданином ты там все равно не станешь, будешь всю жизнь думать про визы...
Что касается нашего будущего в Австралии. Мы рассчитываем получить постоянную визу гораздо раньше того, как закончится студенческая. Мой муж сейчас работает, у него свой небольшой бизнес — он работает субконтрактором у очень популярного здесь провайдера цифрового и спутникового телевидения, устанавливает антенны. У него своя фирма, сам себе и директор, и установщик. Я ему помогаю, так как разбираюсь в законодательстве, ну и занимаюсь документооборотом. Через два с половиной года мы сможем подать документы на получение гражданства и получить австралийский паспорт.
Хотя даже на студенческой визе здесь можно вполне комфортно жить, ни в чем себя не ограничивая. Здесь любой иммигрант, не имея никакого статуса, может открыть фирму. Иммигрантов много, отношение к ним хорошее, никаких конфликтов и недовольства нет.
Вообще русских здесь очень много. Что и говорить — я работаю в русской школе учителем, на выходных родители приводят своих детей, чтобы те учили и не забывали родной язык, историю. Русское сообщество здесь очень активное, ставят спектакли, устраивают праздники и всякие мероприятия.
Самые большие различия России и вашей новой страны?
- Самое главное — экономическая стабильность и отсутствие инфляции. Цены не только не растут, но иногда и падают — к примеру, на заправках со 130 австралийских долларов (AUD) за 100 литров может упасть до 97 AUD, как было недавно (с 58 рублей за литр до 43 рублей за литр соответственно).
- Второе отличие — это, конечно, комфортный климат.
- Третье — здесь действительно прислушиваются к мнению людей. Не на словах, а на деле. Ты можешь прийти на приём к консулу (это вроде главы района в городах России), сказать, что тебя не устраивает — шум от строительства, некачественные товары или консерванты в продуктах крупных торговых сетей, допустим — и он реально займется этой проблемой.
Вы чувствуете себя чужой в новой стране?
Вообще, австралийцы к русским, как и к прочим иммигрантам, относятся благожелательно. Очень удивляются, когда ты говоришь, что приехал из Сибири: «Ой, правда, как же вы там выживаете, ведь такие морозы, такие зимы».
Нельзя сказать, что я чувствую себя чужой.
Я приехала сюда первой из нашей большой семейной компании, снимала комнату, где жил русский парень, поэтому он помог мне влиться в местную русскую тусовку, помогал советами.
Сейчас мы здесь общаемся, в основном, с русскими — в первую очередь, потому что так проще по очевидным причинам. Новых друзей и знакомых тут очень много появилось, круг общения большой. У меня есть подружка-австралийка, она живет в Брисбене, иногда приезжает в гости.
За год мой английский сильно улучшился — это помогает решать кучу проблем. Если раньше звонок в какую-нибудь службу поддержки был приключением, то теперь общаться с местным населением стало достаточно просто.
Трудно ли найти работу/жилье?
Жильё найти легко. Если сравнивать с красноярскими ценами на аренду — получается, конечно, сильно дороже. Мы сейчас снимаем квартиру около 100 кв. м, общий зал и кухня (как студия), две спальни, две ванные комнаты. Плюс небольшие прачечная и кладовка, большой балкон с отличным видом на город, своя парковка. На территории дома площадка для барбекю, фонтаны, бассейн, сауна, джакузи, тренажерный зал, выход на крышу. В общем, хороший жилищный комплекс.
Мы платим за это 2 тыс. (AUD) в месяц (~90 тыс. рублей).
Плюс электричество, газ и интернет.
В Красноярске я таких квартир не видела, возможно, уровень цен был бы примерно такой же за подобный уровень услуг и домового сервиса.
По поводу работы — тут часто живут студенческие пары, где работает, к примеру, парень (а девушка учится) — он, зарабатывая в районе 25 AUD в час (или 4 тыс. AUD — около 180 тыс. рублей), вполне обеспечивает нормальную жизнь и оплату учебы обоим.
Русские, в основном, работают на прикладных работах — установке кондиционеров, сборке мебели, установке и настройке техники, спутниковых тарелок (как мой муж, например).
Но это не самые тяжелые работы — к примеру, на стройках, на «бетоне», работают чуваки из Новой Зеландии, которые 2 метра ростом и 150 кг весом. Ну, они специально заточены, видимо, под такое (смеется).
Главная проблема, когда вы живете на студенческой визе — ограничение на работу в 20 часов в неделю. Но если ты зарегистрирован (это можно сделать онлайн на сайте налогового органа за 5 минут) и работаешь как индивидуальный предприниматель, то просто выставляешь счет за объем проделанной работы и всё.
Что касается тех, кто приезжает сюда c желанием продолжать работать по профессии, полученной и освоенной в России — то всё зависит от знания английского и претензий к качеству жизни и месту проживания. К примеру, в Сиднее найти работу инженером сложно, но стоит отъехать в пригороды, и вакансий будет больше.
Бухгалтеру из России найти тут работу практически нереально.
Стандарты отчетности и бухучета разные, так что желательно получить образование здесь. Есть еще профессия агента по налогам, но и она требует прохождения полугодовых курсов.
На примере мужа — он инженер телекоммуникационных систем, в России работал на железной дороге, образование есть, тут ему на основании диплома ему выдали сертификат после прохождения определенных курсов (год в колледже), и только после этого он получил лицензию на работу.
Управленцев и чиновников тут своих хватает — все дипломы и рекомендации о том, что в России ты был большим человеком, рулил фирмой или заводом, тут не котируются.
Уезжая из России, с чем/кем было тяжелее всего расставаться?
С родителями, бабушкой и собакой.
Экономика вашей жизни в новой стране: больше/меньше зарплата, больше/меньше траты. Стало легче жить в плане денег? Если не сложно — расскажите поподробнее о средних месячных расходах (транспорт, жильё, еда, медицина, развлечения и т.д.).
Зарплаты красноярские и сиднейские сравнивать смысла нет. Тут тебе меньше 18 AUD (~800 рублей) в час платить в принципе не будут. Зарплата неплохого бухгалтера — около 8 тыс. AUD (~360 тыс. рублей) без учёта налогов (это около 30% от суммы зарплаты, причем, чем больше ты зарабатываешь — тем больше платишь налогов). Но здесь ты можешь многое списывать — если ты работаешь из дома, можешь часть ренты включить в расходы. Если много путешествуешь по работе — можешь списать бензин. Купил ноутбук для работы — принимай его в расход. Такие моменты помогают здорово сэкономить на налогах.
По поводу продуктов — это вообще отдельная тема. Тут все кушают очень хорошо, потому что продукты дешевые, их много, и они хорошего качества. Проблема в том, что если я куплю, к примеру, 2 кг апельсинов в супермаркете — то эти 8 апельсинов из холодильника исчезнут через несколько секунд. Фрукты мы любим (смеется). Итак, что мы делаем? Раз в две недели берем телегу в супермаркете, грузим ее в машину и едем после обеда на рынок, который работает только по субботам. Часа в 2 они закрывают ворота и начинают распродавать всё, что осталось по низким ценам. Эти продукты идут в коробках по 5-10 килограмм, они хорошего качества, просто эту сезонную продукцию нужно сбыть, иначе она испортится. Поэтому 10-килограммовая коробка свежих яблок стоит от 2 до 5 AUD (то есть от 9 до 22 рублей за 1 кг).
Таким образом, на 50 AUD (2250 рублей) я нагружаю с верхом полную телегу из супермаркета.
Еще 20 AUD (900 рублей) уйдет на 1 кг тигровых креветок и 1 кг сёмги. Домой мы привозим в целом 70-80 кг продуктов, считая картошку, лук и прочую мелочь.
Качество еды в Австралии у нас улучшилось. Едим много свежих овощей и фруктов, мяса стали есть меньше (цена хорошей вырезки — 8-9 AUD (360-400 рублей) за кг).
Были ли мысли вернуться в Россию?
Нет, я не представляю, чем там буду сейчас заниматься. Где работать, как жить, где купаться по выходным (смеется). Я не подвержена каким-то депрессиям, ностальгии, поэтому мыслей вернуться не было.
Мария Антипина специально для интернет-газеты Newslab.ru