Режиссёр — Александр Войтинский
В ролях: Фёдор Бондарчук, Семён Трескунов, Ян Цапник, Игорь Угольников, Анна Антонова, Ксения Лаврова-Глинка, Софья Райзман, Ани Петросян
Продолжительность — 115 мин.
«Призрак», конечно, не шедевр, но и звёзд с неба хватать фильм в принципе особенно не планирует. Завязка здесь абсолютно типична для мэйнстримовой комедии с призраком: некий товарищ помирает, не успев закончить важнейшего дела своей жизни — в данном случае представить на авиасалоне новаторский самолёт-прототип. Внезапно он остаётся на земле в виде призрака, где высшие силы посылают ему в невольные помощники максимально непохожего на него человека, в данном случае затюканного однокашниками восьмиклассника-заику, безответно влюблённого в красивую одноклассницу. Что всё у них непременно будет хорошо, прекрасно понятно с первых же кадров — что восьмиклассник обретёт уверенность в себе и позовёт красивую одноклассницу на свидание, а авиаконструктор, погибший во многом из-за собственной же бравады и безрассудности, познает, как важно не быть эгоистом, работать с другими плечом к плечу и уважать их чувства.
Другое дело, что на кино вроде «Призрака», есть подозрение, ходят не ради радикально новых историй. Скорее, здесь важно более-менее интересно обставить сам процесс движения по давно знакомому комедийному маршруту — и в этом плане у режиссёра Войтинского всё в «Призраке» в полном порядке. Это абсолютно адекватно снятая, прилично написанная и уверенно разыгранная зрительская комедия с неплохими шутками и правильным центральным посылом — важно быть уверенным в себе, но и излишняя самоуверенность до добра не доводит, будь ты хоть сколько угодно талантлив. Одного окрыляет хотя бы намёк на взаимность его романтических чувств, другого не отпускает на тот свет любимое дело — авторы «Призрака» в своём оптимизме, возможно, заходят чуть дальше реалистичного уровня, но в то же время им вполне удаётся вывести в своём фильме довольно настоящих персонажей вместо привычных комедийных схем. И мёртвый конструктор, и скромный школьник, и его вроде бы деспотичная мама, и многострадальный коллега конструктора, и зловещий конкурент с говорящей фамилией Ползунов — всех их, кажется, можно запросто встретить на улице по пути из кино.
Все перечисленные качества, повторимся, не превращают «Призрака» в шедевр — но в то же время в мире большой российской комедии наличие всех их у одного фильма разом — штука далеко не такая очевидная, как могло бы показаться по здравому теоретическому разумению. «Призрак» — тот самый нестыдный мейнстрим, который вполне можно поставить на один уровень с подобными же западными образцами. То есть, вместо Бондарчука вполне мог бы быть какой-нибудь Джерард Батлер — и не факт ещё, что получилось бы однозначно лучше.
Вердикт — человеческая мэйнстримовая комедия, на которой совершенно ни за что не стыдно