В фокусе «Форс-мажора» — идеальная европейская семья, фотогеничные мама и папа, белокурые ангелочки-дети; мы даже знакомимся с ними в процессе позирования для идеальной семейной фотографии с отдыха на роскошном лыжном курорте.
Режиссёр — Рубен Эстлунд
В ролях: Йоханнес Кунке, Лиса Ловен Конгсли, Винсент Веттергрен, Клара Веттергрен Продолжительность — 120 мин.
Эстлунд красиво оставляет за кадром все ненужные подробности — папа «слишком много работает», но это практически единственное внешнее знание о семье, что мы узнаем. Они отдыхают на прекрасном и явно недешёвом курорте, у папы и мамы собственные кредитки, а у детей по планшету — семейство, понятно, не бедствует. На второй день на открытую веранду ресторана, где семья завтракает, спускается контролируемая лавина; реакция разных членов семьи на это событие становится катализатором дальнейшей семейной катастрофы.
«Контролируемая лавина» — отличное, очень подходяшее «Форс-мажору» выражение. С одной стороны, оно отлично иллюстрирует творческий почерк режиссёра и сценариста Эстлунда, который разворачивает панораму семейной катастрофы предельно лаконично, в основном в невозмутимо неподвижных средних и общих планах. С другой, это оксюморон, смешная в своей обречённости попытка человека контролировать силы, никакому контролю неподвластные; ту эмоциональную лавину, что накрывает семью Томаса и Эббы, контролируемой не назвать никак.
Интересно, что, живописуя семейный кризис, Эстлунд даже в кажущейся довольно очевидной ситуации не торопится искать виновных.
В «Форс-мажоре» он вообще выступает не столько моралистом, сколько подчёркнуто вежливым провокатором, пытливым исследователем, для которого важнее не правда и правильность, а цепочка из действия и реакции, вопрос «А что будет, если сделать вот это?» «Форс-мажор» в этом плане устроен довольно блестяще, в качестве этакого интеллектуально безукоризненного упражнения, в котором с разных сторон рассматриваются социально обусловленные и гендерные роли, ожидания и иллюзии, разочарования и надежды, столкновения личного и инстинктивного с социально приемлемым и ожидаемым.
Ответов на поднимаемые здесь вопросы у Эстлунда нет, да ему и без надобности — «Форс-мажор» может стать прекрасным материалом для обсуждения среди взрослых семейных пар, не чуждых размышлениям над абстрактными идеями и ситуациями, и такая судьба собственного фильма, думается, Эстлунда абсолютно бы устроила. Важно не то, что хочет сказать в «Форс-мажоре» он — важно то, что подумаешь, выйдя с него, ты.
Вердикт — замечательная европейская драма, задающая интересные вопросы о состоянии современной семьи