Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Тай-блог: Транспорт Пхукета (часть I)

Тай-блог: Транспорт Пхукета (часть I)

03.06.2015
1
Рельеф острова
Фото: Ольга Кашубина

Лето традиционно считается «низким» сезоном в Таиланде. Пхукет в этом отношении показателен — на острове наиболее сильно дает знать о себе сезон дождей, характерный для тропиков. И если где-нибудь в Паттайе отличительными особенностями этого времени года являются высокая влажность и редкие ночные ливни, то здесь у нас вовсю бушуют грозы, а море волнуется так, что вместо семей с детьми пляжи обживают сёрферы, которым экстремальные условия только в радость.

Но всё вышесказанное вовсе не означает, что нет смысла отдыхать на Пхукете летом. Благодаря нестабильной погоде туроператоры снижают цены на путёвки, а, значит, есть хороший повод отдохнуть за границей даже в экономически непростое время. А раз пляжный отдых временно перестал быть приоритетом, уступив место прогулкам и экскурсиям по острову, — поговорим о важном компоненте любой поездки — местном транспорте.

Итак, как можно передвигаться по острову?

Пешие прогулки

Глядя на Пхукет в Google Maps, можно вообразить, что остров можно исходить пешком вдоль и поперек: подумаешь, каких-то 20 км «в ширину» и 40 км «в длину»! Но идея эта на поверку оказывается опрометчивой — толковые тротуары тут далеко не повсеместны, а типичная для дневных часов жара не позволит получить удовольствие от прогулки. К тому же, местность здесь совсем не равнинная, а если и есть возможность обойти вставшую на пути гору или цепь естественных преград, то смело добавляйте еще километры, километры и километры.

Стандартные тротуары Пхукета
Фото: Ольга Кашубина

С другой стороны, гулять по острову очень полезно — особенно поблизости от места жительства. Именно такие спонтанные экскурсии помогают разведывать по-настоящему вкусные рестораны и кафе, интересные магазинчики, памятники и другие достопримечательности, которые пока не отмечены ни на одной карте. Меня всегда удивляли «путешественники», которые, приехав в новую страну, заранее арендуют жильё и машину, а потом всю поездку перемещаются по двум-трём маршрутам, забитым в навигатор — между пляжем, домом и супермаркетом. А ведь настоящие культурные открытия могут ждать вас буквально в соседнем переулке!

Первые недели жизни на Пхукете, до покупки байка, мы ходили очень много. С одной стороны, это было утомительно. С другой — теперь мы вряд ли заблудимся в радиусе нескольких километров от дома, если вдруг сядет батарейка на телефоне. Недорогие прачечные, парикмахерские, бассейны и аптеки — всё это лучше разведывать на своих двоих.

Кстати, в некоторых районах острова с тротуарами полный порядок — например, на пляже Карон есть прекрасная набережная, вымощенная брусчаткой, где можно степенно прогуливаться даже с детской коляской. Если вдруг вы предпочитаете обходиться без транспортных средств, то можете присмотреть себе отель в этих местах.

Велосипед

Всё-таки Пхукет (как, впрочем, и Красноярск) — не самое удачное место для велосипедных прогулок. Покрутить педали с ветерком, конечно, возможно — в парке или спальном райончике.

Но вот использовать велосипед в качестве основного транспорта будет, пожалуй, тяжеловато. Тут нет выделенных дорожек, а из-за холмистого рельефа острова мало-мальски продолжительная поездка рискует превратиться в тяжелое испытание на выносливость.

Нам неоднократно доводилось видеть любителей шоссейного велоспорта, облаченных в эластичные костюмчики и шлемы, которые стройными рядами проносились вдоль обочин, очевидно, следуя какому-то тренировочному маршруту. Но даже сами тайцы предпочитают пользоваться байками — так быстрее и проще.

С другой стороны, если вы решите пожить в каком-нибудь уединенном районе или ограничиться перемещениям вдоль одного из крупных местных пляжей — например, Сурина или Патонга, — то, возможно, велосипед вам пригодится. Но взять его в аренду не так уж и просто — за всё время жизни на Пхукете мне доводилось лишь раз или два видеть объявления о велопрокате (цена вопроса — около 150 батов (240 рублей) в день). С другой стороны, недорого купить какой-нибудь местный аналог «Урала» запросто можно в любом гипермаркете, а специализированные магазины предоставят придирчивому веломану эксклюзивные экземпляры с ценником от 50 тысяч батов (79 тыс. рублей) и выше.

Автобусы

Нередко доводится читать о том, что на Пхукете нет общественного транспорта. Это не так! Тут действительно нет аналога дешевых «тук-туков», распространенных в Паттайе, которые за несколько батов могут отвезти вас на другой конец города, подобрав по пути еще нескольких пассажиров (вернее, они есть, но фактически это — своеобразная форма такси, поэтому о них расскажу в следующий раз). Зато на острове есть автобусы, которые курсируют по Пхукет-тауну и из центра острова ко всем популярным пляжам. Каждая такая поездка — настоящее приключение, поэтому настоятельно рекомендую вам махнуть рукой, если мимо будет проезжать вот такой розовый или синий грузовичок с кабиной для пассажиров.

Розовые автобусы имеют 4 маршрута и курсируют исключительно по Пхукет-тауну. Проезд стоит 15 батов (23 рубля) и не зависит от расстояния, которое вы преодолели. Периодичность движения не очень стабильна: иногда маршрутки теснятся на остановках, а иногда приходится ждать их по полчаса. Режим работы — с очень раннего утра до 6-7 часов вечера. Пассажиры — в основном местные жители, но кондуктор обязательно подскажет вам, когда выходить, если вы назовёте нужную остановку. Внутри иногда встречаются карты с маршрутом на английском языке, но это скорее удача, чем правило.

Синие автобусы курсируют по всему острову и имеют стандартную точку старта — транспортное кольцо в центре Пхукет-тауна. Внешне они отличаются от розовых не только цветом, но и конструкцией. Маршрутки длительного следования, как правило, переделаны из пикапов (они называются «сонгтео» — от тайского «две лавки»), но иногда попадаются и полноценные автобусы — довольно старые на вид, но с парными мягкими сидениями. Часто на их бортах и кабинах на английском языке написано название того места, куда они вас доставят: как правило, это географическая окраина — один из пляжей, южный мыс острова, где располагается общественный аквариум с рыбками или, напротив, север, где есть мост на «большую землю».

Маршруты стандартные, поэтому после пары поездок вы вполне сможете высаживаться по ходу движения в нужном районе — около крупных торговых центров, междугороднего автовокзала или вашего дома (если посчастливится поселиться неподалеку от оживленной автодороги). Аналогичным образом можно и с пляжа добраться до города — главное найти конечную автобусную остановку (как правило, это улица, тянущаяся вдоль побережья, где больше всего такси и «тук-туков») или словить сонгтео традиционным взмахом руки, дождавшись его где-то вдоль маршрута.

Цена поездки — вариабельна и, как показывает практика, может определяться какими-то внутренними соображениями водителя в момент расчета (от 20 до 40 батов (от 30 до 60 рублей) за билет). В отличие от розовых городских автобусов, в синих сонгтео принято платить на выходе, кондукторов здесь не бывает.

Основных неудобств, связанных с использованием общественного транспорта на Пхукете, два. Во-первых, непредсказуемая продолжительность поездки — словно из чувства солидарности с некоторыми нерадивыми красноярскими маршрутчиками, тайские водители могут мучительно долго собирать пассажиров на первых нескольких остановках по ходу движения. Или попросту стоять на конечной, пока сонгтео не заполнится, а потом еще издевательски достать откуда-то третью лавку для опаздывающих, установив ее посреди салона грузовичка. Зато по-настоящему тесное знакомство с местными жителями (а заодно и с экономными туристами, также избравшими этот способ передвижения) вам обеспечено.

Во-вторых, расписание у синих сонгтео очень непредсказуемое. Вернее, непредсказуемо окончание рабочего дня. Последний автобус может уехать с пляжа в насыщенную отдыхающими субботу еще в 3 часа после полудня, оставив вас вдали от дома. Причём предугадать такую ситуацию очень трудно — это зависит от конкретного маршрута (до самого популярного туристического района, Патонга, и обратно сонгтео ходят до темноты) и еще каких-то неизвестных нам причин. Пару раз возникало ощущение, что присутствует сговор между маршрутчиками и таксистами. Последние могут неплохо заработать на незадачливых туристах, которые уже не в состоянии уехать с пляжа тем же способом, которым туда добрались. А вот что в этой ситуации делают местные жители — загадка.

Материалы по теме
Тай-блог: работа и отдых
Чем заняться в Таиланде, если вы – не турист?

Хороший способ решить проблему — поговорить с водителем сонгтео, на котором вы приехали в нужную точку острова. Возможно, он подскажет вам, когда в обратном направлении поедет последний его коллега, правда, с погрешностью в час, но всё-таки хоть какая-то полезная информация. Современные технологии в виде мобильных приложений, позволяющих следить за движением общественного транспорта онлайн, на Пхукет, кажется, еще не просочились.

На этом пока всё. В продолжение темы расскажу про микроавтобусы-шаттлы, такси и аренду машины или мотобайка.

Оставайтесь на связи!

Где живут бывшие красноярцы

Рекомендуем почитать