Режиссёр: Лео Габриадзе
В ролях: Шелли Хенниг, Моузес Сторм, Рене Ольстед, Уилл Пельтц, Якоб Высоцки
Продолжительность — 83 мин.
Главное, о чём говорят применительно к «Убрать из друзей» — это его формалистский фокус; действие фильма целиком происходит на экране ноутбука, в постоянно открывающихся окошках разных программ. Фокус этот не то чтобы абсолютно революционный — в прошлом году его уже обкатывал испанец Начо Вигалондо в «Открытых окнах» с Элайджей Вудом и Сашей Грэй, вроде как небезуспешно. «Убрать из друзей» переводит экспериментальный манёвр высоколобого жанрового кино на язык массовой аудитории — здесь задействована привычная для штампованного студийного ужастика группа подростков, вступающая помимо своей воли в игру на выживание с всесильной потусторонней сущностью.
Собственно, да — за центральным формальным приёмом в «Убрать из друзей» прячутся, в общем, довольно привычные для жанра ужасов дела; ну, разве что можно отметить приятно мизантропический воспитательный уклон истории, которая по итогу оказывается о том, что просто не нужно быть свиньёй, во всех смыслах.
Режиссёр Габриадзе (да-да, тот самый, что делал для продюсера Бекмамбетова «Выкрутасы», а ещё лучше знаком образом Скрипача из великого фильма Данелии «Кин-дза-дза») находит немало остроумных способов превратить функциональные действия в компьютере в драматические инструменты — сами собой включающиеся песни из плейлиста в iTunes ехидно комментируют происходящее, а отчаянные колебания главной героини, в чьём десктопе мы и наблюдаем весь процесс, переданы хаотичным кружением курсора по экрану.
В то же время налагаемые формой ограничения имеют ровно те же последствия в ключевых сценах смертей, что и в фильмах со стилизованной реальной съемкой — всё дергается, ни черта не разглядеть. Есть подозрение, впрочем, что никого это не остановит — уже окупившийся примерно в сорок раз «Убрать из друзей» наверняка станет только первым из грядущей череды бесконечных хорроров или чего-нибудь ещё в «Скайпе», или в мобильнике, или ещё где-нибудь. Кто не спрятался, тот сам всё знает.
Вердикт — простоватый хоррор, скрывающийся за интересным формальным приёмом — который скоро обязательно растащат ещё на полсотни одинаково простоватых хорроров