Это второй полнометражный мультфильм ирландского товарища Тома Мура, дебютировавшего несколько лет назад «Тайной Келлс». «Тайна» по выходу была основательно перехвалена, но в новом мультфильме Мур делает ровно то, что и положено делать честному и талантливому человеку в такой ситуации — стремительно дорастает до скроенного ему прежними восторженными авансами костюмчика яркого и самобытного мультипликатора, развивая и укрепляя при этом собственный почерк.
Режиссёр: Том Мур
Продолжительность — 93 мин.
В разговоре о «Тайне» мы установили, что почерк этот довольно основательно подсмотрен у других, более именитых авторов. Безграничный творческий долг всё тому же Миядзаки в «Песне» по-прежнему чувствуется более-менее во всём, от дизайна определённых персонажей до особенностей взаимоотношений героев и фундаментальных принципов мироустройства. Другое дело, что теперь Мур смотрится не столько учеником, чересчур старательно копирующим учителя, сколько идеологическим соратником, автором, разделяющим устремления и воззрения старших и способным привнести в вековой разговор о вечных темах достаточно собственных наблюдений и идей.
В «Песне» у Мура в первую очередь крепнет его визуальный почерк. Одновременно уютно-герметичная, как в самой лучшей на свете книжке с картинками, и безбрежно-красивая вселенная мультфильма, в которой волшебный мир духов и невероятных существ изящно наслаивается на современную будничность, выполнена с такой любовью и вниманием к деталям, что на «Песне» каждые несколько минут совершенно по-честному перехватывает дух.
Помещённая в эту вселенную история удачно сочетает в себе цветущую космогоническую сложность (Мур тут порывается поговорить и о сосуществовании миров будничного и воображаемого, и о бесконечной важности чувств, сколь бы тяжелым их бремя порой не казалось) и единственно важную простоту — здесь мальчику нужно отправиться в волшебное путешествие, чтобы спасти сестру, что может быть одновременно проще и всеобъемлющей.
Мур активно и с удовольствием черпает из бездонных кладезей ирландского и шотландского фольклора, насыщая «Песнь» многочисленными смешными существами и волшебными легендами — и этот микс необычного сказочного антуража и единственно важной истории в центре делает «Песнь моря» удивительной штукой, сказкой, которую ужасно здорово приоткрывать для себя деталь за деталью, и которая в то же время интуитивно понятна и близка зрителю до кончиков пальцев с первых же секунд. Создать удивительный сказочный мир, в котором моментально чувствуешь себя как дома — это дорогого стоит, и Муру это удалось.
«Песнь моря», быть может, проиграла этой весной «Оскар» за полнометражную анимацию, уступив «Городу героев» — но она бесспорно выиграла в другом. Это сказка, к которой, есть уверенность, зрители будут возвращаться годы и поколения вперёд — а есть ли участь для сказки лучше? Вряд ли.
Вердикт — замечательная ирландская мульт-сказка, нежная, добрая и прекрасная