На беглый взгляд «Стажёр», в котором заскучавший пенсионер идёт стажёром в модный интернет-стартап, придумавший себе программу для пенсионеров из смутного чувства социальной ответственности, вроде бы не только интересуется проблемами сегодняшнего дня, но даже укореняет в них свою историю целиком. Адаптация всё увеличивающегося числа пенсионеров к современному гаджето-стремительному миру, совмещение успешной деловой женщиной карьеры и семьи, состояние современной мужественности — да, это, конечно, проблемы первого мира, но всё же проблемы, актуальные и насущные.
Режиссёр: Нэнси Майерс
В ролях: Роберт Де Ниро, Энн Хэтэуэй, Рене Руссо, Андерс Холм, ДжоДжо Девайн, Зак Перлман
Продолжительность — 121 мин.
Перед нами, впрочем, фильм Нэнси Майерс, главной голливудской поэтессы роскошных дизайнерских интерьеров и успешных людей, имеющих счастье в них проживать (в предыдущем её фильме «Простые сложности» одной из сюжетообразующих проблем героини Мэрил Стрип было расширение кухни, которая и так была похожа на фойе вокзала небольшой провинциальной станции). Поэтому «Стажёр» по вышеозначенным поводам хочет не столько завести вдумчивый разговор, сколько от души поохать, сцепив руки — и затем счастливо упасть в объятия проверенной временем консервативной патриархальной модели мироустройства, по пути выбирая для каждой своей сюжетной линии самый лёгкий путь разрешения.
На актёров, которые с готовностью идут к ней разыгрывать её легчайшие, как пёрышко, лайфстайл-пустяковины, Майерс обычно везёт (Николсон, Китон и Ривз в «Любви по правилам... и без», Уинслет, Диаз и Лоу в «Отпуске по обмену», Стрип и Алек Болдуин в «Простых сложностях»). «Стажёр» тоже все свои два часа смотрится абсолютно безболезненно и даже не без некоторого приятного удовольствия. Де Ниро играет, кажется, лучшую свою комическую роль за последние лет двадцать, а Хэтэуэй тут, в общем, почти не нужно ничего играть, достаточно смотреться милашкой, с чем у неё совершенно нет проблем.
Милые люди уверенно разыгрывают умеренно смешные и обаятельные ситуации в открыточном Нью-Йорке и под занавес дают немного поплакать — этакой постановкой вопроса прелести «Стажёра» исчерпываются более-менее целиком. А все отсылки к каким-то современным проблемам — не более чем дымовая завеса, завлекательная финтифлюшка, прилепленная сверху для того, чтобы продать старую историю с новым привкусом. Потому что если хоть на секундочку задуматься о том, что Майерс сообщает нам фильмом «Стажёр», то сообщение это сведётся примерно к «Мужика бы ей/им хорошего...».
Герой Де Ниро здесь натурально выступает таким волшебным дедушкой из сказки, который приходит с улицы в компанию талантливой, но безалаберной молодёжи и решает им все проблемы — кому-то становится суррогатным папой слэш дедушкой, кому-то закадычным приятелем, кому-то идеально настроенным органайзером и бизнес-консультантом и даже этакой дуэньей в штанах, с вечно готовым носовым платком в нагрудном кармане на случай внезапных слёз. Картинка, конечно, чересчур идиллическая, но Майерс, кажется, верит в неё абсолютно всерьёз — что делает «Стажёра» произведением довольно неловким и ненамеренно смешным в этом своём уютном консерватизме.
Невольно вспоминаются даже бессмертные строки из Ирины Аллегровой: «Если бы ты знал женскую тоску по сильному плечу» — потому что фантазией именно на эту тему «Стажёр» и становится. Конечно, здорово, когда в твоей жизни появляется вот такой вот прекрасный Роберт Де Ниро в костюме с иголочки и решением всех проблем в своём винтажном атташе-кейсе образца тысяча девятьсот семьдесят третьего года. Но шансы на то, что такое произойдёт где-то ещё, помимо утешительной фантазии авторства Нэнси Майерс, увы, стремятся к нулю.
Вердикт — утешительная комедия о том, что всё на свете можно решить правильно подобранным мужчиной