Рассказывая о сфере своих компетенций — атомной отрасли — она приводит такие факты. Настоящее отрасли — это средняя зарплата в 60 тысяч рублей, высокотехнологичные разработки и заказы, в том числе из-за рубежа, расписанные на 50 лет вперед. Понятны и более долгосрочные перспективы: они, в первую очередь, связаны с развитием энергообеспечения.
Анастасия, несмотря на то, что в Красноярском крае находятся два предприятия атомной отрасли — в Железногорске и Зеленогорске, уровень информированности людей об этой сфере довольно низок. Если судить по вашей практике, атомную промышленность окружает много стереотипов?
Это большой парадокс, но при всей открытости атомной отрасли — информация о деятельности находится в свободном доступе — нередко приходится сталкиваться даже не со стереотипами, а скорее с мифами и уже давно не актуальной информацией.
К примеру, Горно-химический комбинат в Железногорске. Многие ошибочно полагают, что комбинат и сегодня, также как на старте открытия в 50-х годах прошлого века, занят выработкой оружейного плутония. В действительности же ГХК уже давно свернул это направление работы. На данный момент флагманский проект предприятия — производство уран-плутониевого топлива для Белоярской АЭС. Справедливости ради отмечу, что о реальном положении дел в атомной отрасли и ее перспективах школьники и студенты информированы гораздо лучше, чем старшее поколение. Хотя, повторюсь, доступ к информации есть абсолютно у всех.
К слову, о «реальном положении дел». Атомная отрасль в России сегодня — это...
Это отрасль высокотехнологичная, наукоемкая и перспективная — речь, прежде всего об энергетике. Именно с атомной промышленностью связывают будущее энергообеспечения на ближайшие десятилетия. И еще немаловажные характеристики отрасли — стабильность и планомерность.
По очевидным причинам — технологии очень быстро развиваются и меняются — большинство высокотехнологичных производств не может планировать свою деятельность на десятки лет вперед. Атомщики же, будучи на пике последних достижений, смотрят далеко в будущее: контракты заключаются с перспективой на 50 лет и более.
На данный момент корпорация Росатом рассчитала потребность в молодых специалистах вплоть до 2018 года. И это более 10 тысяч человек. Необходимость в кадрах есть, потому что есть над чем работать.
Как сегодня выглядит Россия на общемировом фоне?
По некоторым направлением работы, мы по-прежнему «впереди планеты всей». У нашей страны, единственной в мире, есть атомный ледокольный флот. В России работает реактор на быстрых нейтронах, он также единственный в мире.
Буквально на днях на Горно-химическом комбинате в Железногорске было запущено промышленное производства МОКС-топлива (оксидного уран-плутониевого топлива) для реакторов на быстрых нейтронах. Подобный проект разрабатывается, к примеру, и в США, но он пока не доведен до конца.
И еще один показательный факт: в Россию, как это было и в советское время, приезжают атомщики со всего мира, чтобы лично познакомиться с нашими технологиями и специалистами. В свою очередь наши атомщики выезжают в качестве экспертов на строительство атомных станций в разные страны. Мы сотрудничаем с Финляндией, Индией, Бангладешем, Китаем, Турцией, Вьетнамом. Сейчас портфель заказов Росатома в этом направлении достигает $300 млрд.
Отрасль в целом довольно успешна. А как же проблема кадров? Понятно, кто будет заниматься атомной энергетикой в будущем — через десять, пятнадцать лет?
Во-первых, в отрасли уже сегодня работает много сильных специалистов, атомщиков, как советской школы, так и современной России. Во-вторых, Росатом думает о будущем и в вопросе кадрового обеспечения. Существует консорциум опорных вузов госкорпорации — 14 учебных учреждений по всей стране, где готовят, в том числе, узких специалистов для работы в отрасли.
Кроме этого, есть Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (Московский инженерно-физический институт), в структуру которого входят и вузы, и колледжи, где также растят будущих атомщиков. Это специалисты разного профиля: фундаментальная и прикладная физика, машиностроение, химия — все, что востребовано на производствах.
Относительно нашего региона: в Железногорске работает колледж НИЯО «МИФИ», а высшее образование для работы на атомных производствах региона ребята в большинстве своем получают в Томске, в Политехническом университете.
Но чтобы задаться целью поступить в томский Политех, нужно сначала загореться интересом к отрасли, а после основательно подготовиться к экзаменам. Стандартной школьной программы для этого вряд ли будет достаточно.
Поэтому профильные вузы — это последнее звено в цепи, вся работа начинается именно со школы. Есть специализированные Росатом-классы, где обучение идет по особой программе. В распоряжении учеников и преподавателей современная физическая лаборатория, 3D-принтеры и многое другое для того, чтобы ребенок развивался именно как будущий ученый — ставил опыты, проводил эксперименты.
В этом же направлении работают и расположенные по всей стране информационные центры по атомной энергии. Один из наших флагманских проектов — «Атомная наука и техника» — «Курчатовские чтения», на которых ребята представляют свои разработки экспертам отрасли. Для школьников важно, что взрослые люди, серьезные дяди и тети, обсуждают и оценивают их изобретения. Так ребята понимают, что идут в правильном направлении и их труд — самостоятельная работа над проектом занимает до полугода — интересен и ценен.
В дальнейшем те, кто побеждает по регионам, едут в Москву для участия во всероссийском конкурсе. Они получают дипломы и грамоты, которые потом очень помогают при поступлении. Это очень важная работа: так ребенок понимает, что нужно развивать искру интереса к науке, не только потому, что это само по себе увлекательно, но еще и потому, что есть перспективы.
Если детьми, действительно, движет интерес, то родителей заботят более земные вещи — зарплата, стабильность, а они в понимании большинства нынешних взрослых связаны далеко не с наукой.
Не соглашусь, думаю, вопрос в том, что людям часто недостает информации. Не могу отвечать за все сферы, расскажу про атомную отрасль. Росатом сегодня — это одна из крупнейших госкорпораций страны. К вопросу стабильности — отрасли в этом году исполнилось 70 лет, и в ней очень четко, на десятки лет вперед, понятны перспективы развития. Именно в этой госкорпорации создаются новые технологии.
На предприятиях отрасли — это не секрет — средняя зарплата 60 тысяч рублей. Для сравнения — в регионе это 35 тысяч рублей.
И, возможно самое главное, у отрасли есть не только успешное настоящее, но и перспективное будущее. Все прекрасно понимают, что ресурсы нефти и газа исчерпаемы, а запасы урана практически не ограничены, тем более учитывая новые технологии работы с ним. Альтернативная энергетика, безусловно, развивается, но темпы не такие стремительные. Плюс, общеизвестно, что климатические и географические особенности нашей страны едва ли позволят перейти на альтернативные виды энергии в полном объеме. Поэтому мы и говорим, что именно с атомной отраслью связаны серьезные перспективы энергетики. Есть и другие интересные проекты.
Какие именно?
Медицина: радиоактивные и стабильные изотопы, которые используются в медоборудовании. Атомный ледокольный флот: потрясающее достижение российской науки и техники, прецедентов которому в мире нет. Если объяснять просто — ледокол для своего движения использует атомную энергию. В пути без дозаправки такое плавсредство может находиться до 5 лет. Такие возможности по длительности плавания важны для освоения Арктики.
Еще одно направление — сейчас в Санкт-Петербурге строится ПАТЭС (плавучая атомная теплоэлектростанция). Станция мобильна и может давать энергию городу с населением до 100 тыс человек. Она призвана, прежде всего, обеспечивать бесперебойную работу крупных предприятий.
Может работать в условиях Крайнего Севера, а главный ее плюс — мобильность: ПАТЭС способна снабжать электричеством производство или город на время аварийных отключений. Ориентировочно станция начнет работать не позже 2021 года.
Это совершенно новый подход к энергетике, и новый виток в развитии атомной отрасли. Вслед за ним нарастает и круг возможностей и перспектив для тех, кто в ней уже работает, и, конечно, тех, кто в будущем станет атомщиком.
Наталья Мороз, Newslab.ru