Взамен РУСАЛ ставит перед собой другую важную цель — повышение эффективности производства. О том, почему и насколько успешно компания реализует эту стратегию, рассказал директор по алюминиевому бизнесу РУСАЛа Евгений Никитин.
— Действительно, перед нами сегодня не стоит задача произвести как можно больше алюминия любой ценой. Каждое предприятие, входящее в состав алюминиевого дивизиона, как, впрочем, и компании в целом, должно быть рентабельным, а каждая тонна продукции — приносить прибыль. Поэтому еще в 2010 году, когда формировался алюминиевый дивизион с управлением в Красноярске, перед нами была поставлена цель повышения эффективности, прежде всего за счет роста доли продукции с добавленной стоимостью (ПДС) в общих объемах производства.
— Могу сказать, что эта задача решается успешно. Из года в год мы имеем положительную динамику роста доли ПДС. Например, если в 2010 году она была 29%, то в 2011 году выросла до 33%, а по итогам 2014 года составила уже 38%.
А каков прогноз по доле сплавов в общем объеме производства на текущий год?
По итогам 2015 года этот показатель должен достичь 40%. Потенциал для дальнейшего роста есть, и в наших планах выйти к 2020 году на показатель 58%. Технически мы готовы выполнить данную задачу. Но во многом это будет зависеть от возможностей сбыта: если на рынке будет востребован такой объем высокотехнологичной продукции, то мы способны удовлетворить спрос.
Известно, что цена на алюминий на LME рекордно упала. Что делается для сохранения рентабельности производства алюминия?
В первом полугодии себестоимость производства алюминия на наших заводах снизилась почти на 15%. При этом ряд макропоказателей «играл» против нас. Например, общее снижение цены реализации из-за падения котировок на LME и премий составило почти 35%!
Но мы постоянно и настойчиво работаем над улучшением производственных процессов, чтобы обеспечить эффективность вне зависимости от конъюнктурных факторов. Если посмотреть сегодняшнюю структуру себестоимости алюминия на заводах РУСАЛа, то мы увидим, что до 70% в ней приходится на долю электроэнергии и глинозема. Поэтому главные наши усилия направлены на то, чтобы сократить расходы по этим статьям.
Если вдаваться в детали: средний тариф на электроэнергию в первом полугодии 2015 года вырос на 28%. При этом расходный коэффициент по электроэнергии благодаря запущенным в 2014 году в дивизионе программам был снижен. В итоге мы, даже несмотря на рост цен, смогли сэкономить более 4 млн долларов.
Есть неплохие достижения и в части затрат на глинозем — например, реализуется проект по отгрузке и выгрузке глинозема в мягкой таре. Использование вкладышей позволяет не только снизить потери при транспортировке, но и сэкономить на железнодорожном тарифе, используя различные виды подвижных составов.
Готовится к запуску Богучанский алюминиевый завод — современное, высокотехнологичное предприятие. А каковы планы компании по модернизации существующих заводов?
Практически на всех предприятиях дивизиона реализуются проекты развития и модернизации. Они преследуют различные цели: повышение энергоэффективности, сокращение затрат, улучшение качества продукции и т.п. Однако основным вектором модернизации остаются экологические мероприятия.
Так, на Новокузнецком алюминиевом заводе продолжается перевод электролизеров Содерберга на технологию с обожженным анодом, в этом году будет установлено еще пять электролизеров РА-167. В Братске введены в эксплуатацию две сухие газоочистки (всего их будет 13), на КрАЗе начался перевод всех корпусов завода на технологию «ЭкоСодерберг», здесь же реализуется комплексный проект по снижению образования отходов и получению вторичного сырья.
Продолжается реализация проектов, направленных на энергоэффективность электролизеров, увеличение их срока службы и повышение силы тока. В этом году на КрАЗе мы начали строительство литейного агрегата по производству цилиндрических слитков большого диаметра. Выпуск продукции в объеме 120 тыс. тонн в год начнется с 2017 года. Такие слитки востребованы в автопроме и транспортной отрасли, в которых потребление алюминия неуклонно растет.
Какие мотивационные и социальные программы действуют на алюминиевых предприятиях РУСАЛа?
Заводы дивизиона применяют действующую в компании систему материальной и нематериальной мотивации. Активные, стремящиеся к собственному развитию сотрудники участвуют в проектной деятельности, направленной на повышение эффективности. При достижении поставленных целей, с учетом экономического эффекта, у участников проектов есть возможность получить премию в размере до трех среднемесячных зарплат. За семь месяцев 2015 года участники успешно реализованных проектов получили дополнительно почти 50 млн рублей.
Из наиболее значимых социальных программ отмечу ежемесячную индексацию заработной платы. В текущем году сотрудникам предприятий дивизиона в качестве индексации будет выплачено 373 млн рублей (23 662 рубля на каждого сотрудника за год). А также ежедневную дотацию на питание. На эти цели в 2015 году предприятия дивизиона потратят более 200 млн рублей.
Мы стараемся всемерно поддерживать наших людей — высококвалифицированный, мотивированный, стремящийся к развитию персонал. Для нас очень важно, чтобы число именно таких работников росло. Только в этом случае мы сможем решить те вызовы, амбициозные задачи, которые стоят сейчас перед компанией.
Андрей Ильин