Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Руслан Сосновский: «Художники — люди самодостаточные»

Руслан Сосновский: «Художники — люди самодостаточные»

23.11.2015
0
Руслан Сосновский
Фото: Полина Петухова

С нашим героем мы обсудили жизненный цикл скульптуры от замысла до экспонирования, а также поговорили о «создании» самого художника через образование и преподавание.

Руслан учился в детской художественной школе в Чите. Затем окончил Читинское музыкальное училище (ныне Государственное профессиональное образовательное учреждение «Забайкальское краевое училище искусств») по специальности дизайн:

— К творческой реализации меня тянуло с самого детства. Еще в садике я много рисовал. Потом настал период лепки. Увлекся этим делом настолько, что пластилин от меня начали прятать, потому что все ковры в доме стали средством в реализации моих способностей. Где-то в пятом—шестом классе мамина подруга увидела слепленную мною фигурку. Она могла увидеть мою предрасположенность к творчеству. Глаз у нее был наметан — мамина подруга преподавала рисование в детской школе искусств. Наверное, это и стало определяющим моментом в переходе от домашнего увлечения к получению профессионального образования.

Провалил экзамен по композиции

Руслан Сосновский
Фото: Полина Петухова

— Родители позволили мне заниматься любимым делом. Мое поступление в училище — результат совместного решения. Я закончил отделение дизайна и по рекомендации заведующей кафедры отправился поступать в Красноярский художественный институт. Попытался продолжить обучение по дизайну, но не поступил. Провалил экзамен по композиции. Сначала расстроился, было обидно, ведь я очень хотел там учиться, но оказалось, что мне туда не надо. Сейчас я благодарен тем людям, которые меня не приняли в тот год — со временем пришло осознание, что все к лучшему.

Дизайн — это такая специальность, в которой творческая реализация разбивается о желание заказчика. Проект делаешь не для себя, а для кого-то. Живопись, графика, скульптура позволяют проявить свой талант, можно заниматься как заказами, так и самореализацией.

Моей целью стало поступление на кафедру скульптуры в Красноярский художественный институт. Я год занимался на подготовительных курсах, работал грузчиком, снимал жилье. Хорошо, что позже мне выделили комнату в общежитии. Мои старания были вознаграждены, я добился своей цели.

Сегодня Руслан не просто выпускник кафедры скульптуры Красноярского государственного художественного института, удостоенный серебряной медали Союза художников России, но и один из ее преподавателей.

К участию в выставках нужно подталкивать

— Мой преподавательский опыт говорит о том, что студентов нужно подталкивать к участию в выставках, — рассказывает Руслан. — Сейчас в Красноярске существует группа молодых и активных художников, однако их единицы и это уже определившиеся творцы. Студенты же сейчас могут быть не заинтересованы в своем развитии, несмотря на творческую одаренность. Вот и приходится с некоторым напором воздействовать на них, чтобы они принимали участие в выставках. Я понимаю, что у многих работы еще недостаточно профессиональны, однако, это лишь опыт, багаж знаний, который нарабатывается со временем. Студентам младших курсов обязательно следует показывать направление, а потом уже отпускать. На старших же курсах художники должны сами принимать решение — участвовать или не участвовать в выставках.

Когда учился я, нас никто и никуда не подталкивал, мы сами были инициативными, все время искали что-то новое, ставили перед собой цели и добивались их.

В 2012 году Руслан был награжден именной премией скульптора Ю. П. Ишханова. С 2013 года является стажером регионального отделения «Урал, Сибирь и Дальний Восток» Российской академии художеств. В 2013 году награжден серебряной медалью Союза художников России.

— Я черпаю вдохновение в окружающем мире, в фантазиях и книгах. Сейчас я читаю бестселлер Сары Торнтон «Семь дней в искусстве», возможно, по завершении чтения ко мне придут новые идеи. Если говорить о жанровом предпочтении в литературе, то больше склоняюсь к фантастике. Фантастическая тема присутствует в моем творчестве еще со студенческих работ. Одна из ярких иллюстраций моего увлечения подобной литературой — серия «Мечтатели».

Каждая работа имеет свой путь рождения, считает скульптор. Сначала приходит идея, она ищет свое решение. Этот поиск занимает от недели до месяца. Порой это связано с несколькими пробами исполнения. Дальнейший процесс создания скульптуры, а особенно сроки, зависят от размеров и наличия материалов. Если есть возможность приобрести все материалы, то отлить можно за пару дней.

Художники — люди самодостаточные

По мнению Руслана, сегодня в искусство целенаправленно вкладывают деньги. Развитие творчества идет в сторону бизнеса. Произведения искусства покупают, чтобы потом перепродать. Однако таким делом могут заниматься лишь те, кто уже самореализовался в другой сфере.

В мастерской Руслана
Фото: Полина Петухова

— Когда скульптура готова, ее естественный путь — выставка, — рассказывает скульптор. — Я стараюсь не появляться там, где экспонируются мои работы. С одной стороны, смотреть на то, как смотрят люди на твою работу, страшно и непонятно. С другой, неприятно видеть, когда твоя работа для посетителя — пустое место, и они просто проходят мимо. Такие чувства возникают, несмотря на то, что основные эмоции уже пережиты в процессе создания работы.

По его мнению, автор по возможности должен донести основную мысль, которую он сконцентрировал в скульптуре. Существенное не должно искажаться ни экскурсоводами, ни зрителями, ни кем-то другим. Если автор не хочет рассказывать о своей работе, зачем тогда ее вообще выставлять? Необходимо говорить с экскурсоводами о том, что ты хотел донести своим произведением. Несмотря на это, люди все же могут найти свой смысл.

К творчеству Руслан подходит с прагматичной стороны. Создание скульптуры — это работа! Кропотливая, точная, трудоемкая работа. Самым ценным для себя считает получение дополнительного опыта, знаний. К одним из важных этапов профессионального роста относит стажировки в Италии, в процессе одной из которых он смог поработать со всемирно известным скульптором Даши Намдаковым над проектом «Центр Азии».

Всероссийская выставка в формате арт-эксперимента «Линия. Точка» пройдет с 3 по 26 декабря в ТРЦ галерея «Енисей» (Красноярск, Дубровинского, 1и).

Таисия Шмид специально для Newslab.ru

Рекомендуем почитать