>
>
>
«Линия. Точка»: дорогу юности!

«Линия. Точка»: дорогу юности!

07.12.2015
11
Галерея днем
Фото: Егор Егошин

Заявленная как нечто новое, выставленная на площадях торгового центра, сделанная по разным данным то ли за два месяца, то ли за год, выставка в целом звучит лучше, чем выглядит. Ее концепция — пустая и слишком широкая — базируется на постулате, что живопись и танец могут быть объединены «линией» и «точкой» и ими же объяснены: живопись плоскостно на холсте линией и точкой, танец — хронотипически — в движении и остановке. Танец проникает в живопись механически, как и литература, и музыка, данные, как фиксация каких-то событий: кто-то вздрагивает рукой и линия тянется, кто-то ставит точку (ну и так далее). При этом работа, которая могла дать название выставке, напоминает дом — конусовидный объект, составленный из линий и завершенный пустой точкой — отличная метафора общей неповоротливости.

Материалы по теме
Руслан Сосновский: «Художники — люди самодостаточные»
В Красноярск едет всероссийская выставка молодых художников «Линия. Точка»

Неспроста, наверное, выставка открылась одновременно с масштабной экспозицией в МВДЦ «Сибирь», где представили грандиозное количество художников из региональных отделений Сибири и Дальнего Востока Союза художников России. «Линия. Точка» — уже «всероссийская» и молодая, никак не тянет на достойный ответ, но, кажется, именно им стать и пытается. Интересно здесь, что кураторы замахнулись на всероссийский масштаб, хотя не красноярских работ совсем мало, и география, очень удачная для громких слов — «От Мурманска до Владивостока» — не широкая (Омск, Хабаровск, Иркутск, Владивосток, Тамбов, Барнаул, Мурманск, Якутия, Томск, Москва и Кронштадт, чувствуете, как выпадают регионы?).

В основе проекта лежит критика «классических» выставок, которые «становятся архаизмом», при этом более классическую выставку трудно отыскать, а «линия» и «точка» способны описать любое искусство, дай только волю и полстраницы. Здесь нет кураторской силы и мощных исполнительских решений — о чем говорить, если один из художников заявляет, что находится в процессе становления и до сих пор только копирует чужое.

Интересно, что, заявленная как яркая и новая, программа снова крутится вокруг тех же самых фамилий и институций, уже открытых кем-то еще. Безусловно, «Линия. Точка» оживляет всех этих художников до 35 лет, но в основном красноярских, временами уже известных и даже выставляемых в том же Доме художника, выставочных залах Академии художеств и немногочисленных галереях города.

Буквально накануне можно было посмотреть картины Евгении Аблязовой (и прямо сейчас — в галерее «АйнArta»), а скульптуры Руслана Сосновского выставлены и здесь, и в «Сибири» одновременно. Выставка размывает картины по стенам и заполняет пустоты некрупными скульптурами, где темы не определены, а суть должна быть схвачена почти автоматически. Главным зрителем здесь становится кто-то, выпавший из художественного контекста города, причем, не только классического, но и современного, ни до, ни, главное, после, выставок не посещающий, с многозначительностью Ганди пишущий в Instagram, что весь вечер после открытия думал «о главном».

Тинейджеры, традиционные пейзажи, размалеванные портреты, декоративно-прикладное искусство, почти дипломные работы, двери Енисейска, яркие пятна моря — все это, безусловно, смотрится, но никакого сопричастия не вызывает. И главная проблема здесь в странном желании провозгласить себя всем сразу. Надо признать, что такие проекты — шанс увидеть работы друзей (почти как пройтись по Художественному институту), дать дорогу молодым (стеснительным), и не очень молодым (лишняя возможность показать себя), последить за художественной жизнью вообще (городской) и познакомиться с еще не окрепшими и нетвердыми линиями (и точками).

Выставки могут вынести любые трактовки и быть подчинены любым правилам, но попытка представить очередной пейзаж с деревом и птицами, ученические, хоть и оригинальные, скульптуры или даже ту же дверь Енисейска как нечто новое — обречена на провал.

Все учатся, конечно — давайте же пожелаем удачи.

Рекомендуем почитать