Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Фильм: «Макбет»

Фильм: «Макбет»

12+ для детей старше 12 лет
30.11.2015
3
Кадр из фильма «Макбет»
Источник: kinopoisk.ru

Если вас тянет вопросить, кто же, собственно, такой этот Джастин Курзель, то пожалуйста — сорокалетний австралийский режиссёр проклюнулся на мировых радарах четыре года назад с могучим дебютным фильмом «Сноутаун».

Macbeth,
Великобритания/США, 2015
Режиссёр: Джастин Курзель
В ролях: Майкл Фассбендер, Марион Котийяр, Пэдди Консидайн, Дэвид Тьюлис, Шон Харрис, Джек Рейнор, Дэвид Хеймэн, Элизабет Дебики
Продолжительность — 113 мин.

История реальной серии убийств, совершённой в реальном австралийском захолустье в его исполнении вышла картиной невероятно атмосферной и мощной, раскатывающей зрителя в тоненький кровавый блин — так что известие о том, что в своём следующем заходе человек, сделавший такое, взялся сразу за шекспировскую трагедию, ничуть не казалось преувеличением.

Многие вещи, которые привиделись в Курзеле после «Сноутауна», «Макбет» с нерушимой уверенностью подтверждает. Это довольно выдающимся образом снятое кино — Шотландию Курзель снимает примерно как обморочный сон или клип группы Sigur Ros, в котором умопомрачительные в своей суровой красоте природные панорамы тонут в вечном тумане; изящный, подсказанный самой природой символ потери всяческих моральных ориентиров, свойственной центральным героям трагедии.

Рассматривать этого «Макбета» как ожившее двухчасовое полотно, озвученное традиционным, но всё же эффективным тягучим пост-роком с тревожно воющей скрипкой (навевающий воспоминания о земляках режиссёра из группы Dirty Three саундтрек сочинил Джед Курзель, видимо, брат Джастина), довольно здорово — ровно до тех пор, пока кто-нибудь из персонажей не открывает рот.

За три с лишним столетия, что пьесы Шексира живут с нами, они перевидали великое множество интерпретаций — тот же «Макбет» бывал и нуаровой детективной историей, и кровавой самурайской драмой, и чёрной комедией про возню за провинциальный ресторанчик, и мафиозным эпосом о переделе власти в Нью-Йорке. Подход Курзеля — пойти назад к истории, вернуть Макбета на обагрённые кровью гражданской войны склоны Шотландии 12-го века — в теории не лучше и не хуже любой другой трактовки; в конце концов, в трагедии говорится о кровавой борьбе закалённых в боях воинов за власть, так почему бы не разыграть всё это в стилистике, апеллирующей к тонким (и не очень) стрункам в душе условного поклонника «Игры престолов»?

На практике же лютая живописность Курзеля весь фильм как будто идёт самостоятельным параллельным курсом относительно шекспировского текста — словно в музее с изумительной видеоинсталляцией на всю стену кто-то два часа не может выключить слишком громко бубнящий аудиогид. Актёры читают Шекспира с театральной торжественностью, совершенно не сцепляющейся с суровой реалистичностью их среды. Текст в результате, особенно программные монологи о проклятом пятне и шуме и ярости, становится не столько полноценной частью разворачивающейся истории, сколько таким постоянным настойчивым довеском к ней, самостоятельным аттракционом-шоустоппером, как танцевальные номера в мюзикле или индийском кино.

Трейлер фильма «Макбет»

Видео: youtube.com

Наблюдая за тем, как артисты с мировым именами стоически сражаются с лирикой Шекспира, вспоминаешь о том, что в «Сноутауне» Курзель работал с непрофессиональными актёрами и местными жителями — и та животная практически естественность, что была свойственна персонажам того фильма, и как класс отсутствует в «Макбете», достигалась, видимо, не столько за счёт филигранной режиссёрской работы с исполнителями, сколько благодаря точно подобранным типажам. Сейчас Курзель, в компании со всё теми же Фассбиндером и Котийяр, делает экранизацию игрушки «Кредо убийцы» — возможно, с тамошним текстом у создателей не возникнет таких же проблем, как здесь, и у нас будет фильм, соответствующий талантам создателей.

Вердикт — очень красивый, очень эстетский, не очень живой «Макбет»

Рекомендуем почитать