Соучредитель компании «АртСтеп» — Иван Ерёменко— рассказал, почему вчерашние инженеры-связисты решили производить тротуарную плитку.
Профиль деятельности: производство плитки и брусчатки из резиновой крошки
Бренд: «АртСтеп»
«АртСтеп» — ваш первый собственный бизнес?
Да. До этого я и три моих нынешних бизнес-партнера работали в сфере сотовой связи. Причем трое из нас были сотрудниками одной компании — «ЕТК». Когда стало ясно, что наша работа в ней подходит к концу в связи с известными событиями (имеется в виду преобразование «ЕТК» в Tele2 — прим. ред.), стали думать, чем заняться дальше. Слушая послание президента о необходимости развивать малое и среднее предпринимательство и о том, что начинающим предпринимателям будет оказана всяческая поддержка, — поверили и решили запустить свой бизнес.
Как возникла идея бизнеса?
Мы перебрали множество различных вариантов. Единственное, что не рассматривали, бизнес, связанный с торговлей — нам интересен был только запуск какого-то производства. Так вот, идеи возникали разные, но в итоге остановились на производстве плитки из резиновой крошки. Оно привлекло нас тем, что этот рынок в Красноярском крае практически не занят. Производителей подобной продукции у нас мало, при этом спрос на нее есть и, по разным оценкам, будет увеличиваться. К примеру, в западных регионах страны плитка из прессованной резиновой крошки применяется уже очень широко — ею укладывают детские и спортивные площадки, тротуары, автобусные остановки и т. д. Она долговечна, ударопрочна, атравматична, не скользит — это только часть ее эксплуатационных характеристик. Плюс с помощью различных красителей можно делать разноцветные покрытия, с рисунками, надписями, рекламными объявлениями. В общем, у такой плитки масса достоинств, которые, как мы уверены, обеспечат ей широкое применение и у нас в Красноярском крае.
Что было после того, как у вас окончательно оформилась идея бизнеса?
Мы стали искать и выбирать технологию производства, поскольку на сегодня существуют различные способы изготовления плитки из резиновой крошки. Тщательно изучили все доступные предложения и в итоге остановились на технологии, разработанной в Казани. Помимо прочего, нас привлекло то, что это полностью отечественная разработка, включая как технологический процесс, так и оборудование.
Легко было начинать дело, учитывая, что ни у кого из учредителей компании не имелось опыта собственного бизнеса?
Опыта у нас действительно не было, но мы с самого начала — еще на этапе бизнес-идеи — обратились за помощью в Красноярское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса и в «Красноярский городской инновационно-технологический бизнес-инкубатор». Благодаря этому нам удалось избежать многих трудностей, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели. Во-первых, в агентстве нам помогли оформить необходимые документы для регистрации предприятия и документацию для налоговой. Кроме того, мы прошли ряд обучающих бизнес-семинаров и курсов, организованных агентством. Сейчас агентство помогает нам с подготовкой к участию в выставке строительных материалов, которая пройдет в ближайшие месяцы в Красноярске. Это будет первая для нашей компании выставка.
В КГИТБИ нам также оказали серьезную организационную помощь, в частности, обеспечили юридическое и бухгалтерское сопровождение. Это очень серьезное подспорье для начинающих предпринимателей, поскольку ты получаешь услуги грамотных специалистов, не заводя собственную бухгалтерию и юридический отдел.
Но ведь для получения поддержки сначала нужно доказать инновационность своего бизнес-проекта?
Особо сложного в этом ничего нет, если твой проект на самом деле имеет инновационную составляющую. К примеру, если говорить о нашем проекте, то комиссия признала технологию производства плитки, предложенную нами, «технологией нового поколения», инновационной для Красноярска. Помимо новизны самого производственного процесса, была отмечена энергосберегающая составляющая — у нас задействован минимум оборудования, а также экологичность — для производства продукции используется вторичное сырье, при этом нет никаких выбросов в атмосферу, запахов, вредных отходов и т. д.
Сколько денег вы вложили в бизнес на старте? Это были заемные или ваши собственные средства?
Первоначальный объем инвестиций составил чуть более 3 млн рублей. Они пошли на покупку лицензии, производственного оборудования и площадей, а также первоначального запаса сырья. Кроме того, нам пришлось съездить на обучение в Казань — освоить технологию и оборудование. Заемные деньги нам привлечь не удалось — мы запускались в феврале этого года, когда уже начались трудности с финансированием малого бизнеса, с кредитованием. Поэтому вложили собственные сбережения, часть взяли в долг у друзей, родственников.
Сколько сотрудников на данный момент заняты в вашем бизнесе?
Пока что всем занимаемся мы сами — четверо учредителей. Но сейчас не сезон — мы только набираем заказы, формируем клиентскую базу. Где-то с февраля, когда начнется производственный сезон, будем нанимать рабочих.
Насколько велик спрос на вашу продукцию, и кто основные потребители?
На данный момент мы сформировали уже довольно приличный портфель заказов. В частности, уже есть крупный контракт на поставки 8 тыс. кв. метров. При существующих мощностях производства только на выполнение этого заказа у нас уйдет несколько месяцев. В числе крупных заказчиков — несколько компаний-застройщиков, проектные организации, ряд ТСЖ и управляющих компаний. Причем это заказчики не только из Красноярска, но и из Ачинска, Богучан, Канска, Минусинска. Проявили интерес к нашей продукции организации с северных территорий, в частности, из Норильска. Кроме того, к нам обращается много частных клиентов, заказы у них, конечно, небольшие, но мы готовы работать и с этой категорией потребителей — оборудование позволяет производить объемы плитки от 5 кв. метров. Так что спрос на нашу продукцию есть
Насколько велика конкуренция в вашем сегменте?
Я уже говорил, что в Красноярске на данный момент мало производителей плитки из резиновой крошки — всего 4-5 компаний. Все они производят аналогичные изделия, разница только в технологиях производства. Наша технология позволяет выпускать продукт не хуже, чем у других компаний, — качественный, долговечный и по конкурентоспособной цене. С учетом этого, а также того, что рынок сейчас практически не заполнен, я не думаю, что нам придется столкнуться с жесткой конкуренцией. Во всяком случае, в ближайшие годы.
Каковы ваши дальнейшие планы по развитию бизнеса?
Наша главная идея на перспективу — запустить собственное производство резиновой крошки из отработавших шин, чтобы самим обеспечивать себя сырьем необходимого качества и создать замкнутый производственный цикл. Дело в том, что сейчас крошку приходится везти издалека — поблизости от Красноярска подобных производств нет — и это заметно удорожает себестоимость нашей конечной продукции. Кроме того, в наших планах производить крошку и на открытый рынок, чтобы стать поставщиком сырья для других местных производителей плитки.
Однако оборудование для переработки отработавших шин в резиновую крошку стоит довольно дорого, потребуются очередные немалые инвестиции. Сейчас мы изучаем предложения от различных производителей такого оборудования (причем, рассматриваем только отечественные заводы — их продукция качественнее китайской), а также составляем бизнес-обоснование для получения кредита на его покупку. О других планах говорить пока рано.