В поисках идеи
Основатели интернет-аукциона 24au.ru Павел Таскаев и Александр Лисович признаются, что сколько себя помнят — горели идей создать собственное дело. Но решились на это только в 2007 году — до этого семь лет вместе работали в техническом отделе «Сибирьтелекома» (сегодня это «Ростелеком»). Вообще же, Павел и Александр — одногруппники, знают друг друга без малого 20 лет. Почему бизнес именно в интернете? Создатели 24au.ru говорят: на старте проекта, 8 лет назад, они даже не сомневались в светлом будущем «всемирной паутины».
Павел: Мы работали в «Сибирьтелекоме» и изнутри видели развитие интернета — сколько в это вкладывается денег, как увеличиваются скорости и география охвата, и главное — как быстро прирастает число пользователей. Уже тогда было понятно, что это только начало, что масштабы будут нарастать.
Александр: Мы, тогда молодые инженеры, про настоящее и будущее интернета понимали гораздо больше обычного человека. К примеру, я впервые вышел в «сеть» году в 98-м. Скорость по сегодняшним меркам была... даже в глухой деревне смартфон быстрее загрузит страницу, чем она грузилась тогда через модем. Помню, что зашел на сайт интернет-библиотеки и сам удивился: могу прочитать книгу с экрана компьютера и для этого не обязательно идти в библиотеку! К 2007 году для нас интернет был естественным продолжением компьютера, а сейчас компьютер без «сети» в общем-то и не интересен.
Решение было принято — идея интернет-аукциона показалась «самой насущной». Всё началось с желания продать фотоаппарат, но так, чтобы он попал в руки тому, кому действительно нужен. Давать объявление в газету не было смысла, а «Досок объявлений» в «сети» тогда почти не было.
Плюс, идея аукциона нравилась Лисовичу и Таскаеву по своей сути: это возможность поторговаться, а значит и продавец, и покупатель могут получить лучшую для себя цену. Первыми лотами становилось всё подряд.
«Куча ненужного инструмента после ремонта, компьютерные комплектующие — всё шло в ход для наполнения сайта первыми лотами», — вспоминает Александр Лисович.
На то, как устроены уже работавшие на тот момент подобные проекты, вроде «Молотка» и eBay, основатели 24au.ru решили не смотреть — принципиально хотели создать что-то свое. Да и риск нехотя скопировать бизнес-модели конкурентов в этом случае сводился на «нет». К февралю 2008 года сайт был запущен: пользователи могли создавать лоты, делать ставки и проводить сделки.
К слову, о бизнес-идеях в интернете, которые Лисович с Таскаевым отмели на этапе «мозгового штурма». Была среди них программа диспетчеризации такси и сайт, где можно отслеживать заторы на дорогах. На вопрос: «А была идея, которая сегодня кажется дурацкой?», основатели 24au.ru отвечают философски.
Александр: Тут тонкая грань. Идея интернет-аукциона многим тоже казалась смешной. Сколько друзей и знакомых говорили нам: «Что за ерундой вы занимаетесь?!». На форумах красноярских провайдеров, где мы размещали информацию об аукционе, люди писали, что это глупость. Но мы так не считали и продолжали заниматься своим проектом, потому что верили в него. Когда ты понимаешь, что твоя задумка может быть полезной, относишься к ней серьезно, то сторонние упреки — это точно не повод сворачивать с пути.
Пан или пропал
К 2009 году интернет-аукцион начал «съедать» у своих создателей все больше времени. Приходилось заниматься не только программированием, как на старте проекта, а вообще всем — общаться с пользователями, которых становилось все больше, продвигать ресурс на форумах и так далее. Было очевидно: дальше совмещать 24au.ru и основную работу не получится. Надо делать выбор.
Павел: Рассуждали мы категорично — пан или пропал. Да, проект рос, им пользовалось всё больше людей. Но то, что он станет бизнесом, стабильным источником дохода — таких гарантий не было. Первые полгода после увольнения из «Сибирьтелекома» мы работали практически на «нуле», помогали сделанные ранее накопления. Главная задача в тот момент — научиться зарабатывать на проекте.
Как это делать, айтишники представляли в теории, но не на практике. Некоторые из предположений и вовсе разбились о суровую реальность.
Так, Павел с Александром полагали: как только на аукционе будет 1000 лотов, рекламодатели начнут выстраиваться к ним в очередь. Но не случилось этого даже после того, как на 24au.ru было размещено 10 тыс. лотов. Пробовали продавать рекламные возможности сайта через агентства, и этот вариант не принес результата. Создателям интернет-аукциона ничего не оставалось, как лично заняться продажами рекламы.
Павел: Открывали справочники, газеты и обзванивали компании, предлагали им размещение. Конечно, было сложно — мы же программисты, а не менеджеры. Но кроме нас делать это было некому. Параллельно занимались самообразованием — смотрели какие-то видеолекции, читали книги. И так, совмещая теорию и практику, постепенно начали выходить на какие-то цифры. Сегодня мы пришли к тому, на что и рассчитывали в начале — проект зарабатывает на рекламе. Соотношение примерно 40/60 — баннерная реклама и реклама лотов, их продвижение.
Первые деньги уходили на аренду небольшого офиса в центре Красноярска. Ремонт в нем делали сами, опять же, по причине скудного бюджета. Интересно, что сегодня компания расположена в этом же здании, только занимает не маленький кабинет, а целое «крыло».
В 2010-м 24au.ru начал прирастать новыми сотрудниками — сначала программистами, потом «продажниками». Сейчас в штате красноярского интернет-аукциона 30 человек. Создатели проекта подмечают необычную для большого бизнеса, но типичную для любого стартапа вещь — 24au.ru состоялся во многом благодаря куражу и азарту.
Александр: Людей, которым был интересен наш проект, становилось всё больше и больше. Мы понимали, что делаем что-то полезное, есть обратная связь, пусть не всегда позитивная. Это кураж — эмоциональный заряд от аукциона — был качественно другой, чем от прежней работы. Даже если бы у нас ничего не получилось, не пожалели бы — опыт колоссальный. Свою роль сыграл и азарт: тогда у нас было два конкурента в Красноярске, причем с одним из них мы запустились чуть ли не одновременно. И вот с этим сайтом мы всё время соревновались — кто внедрит больше классных штук. В итоге у нас запала оказалось больше.
Кстати, Лисович с Таскаевым по-прежнему уверены: терпение — важное качество для тех, кто хочет построить успешный бизнес в интернете.
Павел: Недавний бум стартапов показал, что многие очень быстро сгорают, не дождавшись того момента, когда проект начнет приносить плоды. Это важно: задать себе какой-то срок, скажем, год. И в течение этого времени работать над реализацией задуманного. И, конечно, должен быть бизнес-план, пусть «детский», как это было у нас, например. Но зато мы понимали, что и в какие сроки будем делать, каких результатов ждем.
В свою очередь, Александр Лисович добавляет: чтобы делать бизнес в интернете, нужно самому быть хорошим программистом. «Взять готовый „движок“, стартануть с шаблона теоретически возможно. Но любой качественный продукт потребует доработок, а для этого нужно понимать, что такое программирование — чтобы или сделать всё самому, или проконтролировать работу наемных программистов», — уверен он.
Федеральные амбиции красноярского проекта
Сегодня 24au.ru — первый по посещаемости красноярский интернет-ресурс (данные Liveinternet.ru). Ежедневно на сайт заходит 100 тыс. человек. Рисовать «портрет посетителя» создатели аукциона не берутся: практика показала, что площадкой пользуются абсолютно разные люди.
Павел: Один наш друг рассказывал... Ему понадобилась литовка — это такая коса, чтобы траву косить. Он нашел ее на аукционе, сторговался и поехал забирать. Его встретила бабушка лет семидесяти с косой в руках. Другу стало любопытно и он поинтересовался: мол, внуки помогли лот разместить? «Да нет, я сама», — сказала бабушка. Еще и попросила отзыв оставить.
Несмотря на успех проекта, в родном регионе Александру Лисовичу и Павлу Таскаеву давно стало тесно. Два года назад они решили осваивать новые территории — начали с соседнего Новосибирска. Вложили в эту работу много сил и средств, но, как признаются сами, результатами остались недовольны. После этого стратегия региональной экспансии сменилась еще более амбициозными планами экспансии федеральной.
Александр: Как будем завоевывать Россию? Вопрос сложный. Задайте его любой компании, никакого другого ответа кроме как «Дайте нам много миллионов денег на рекламу» вы не получите. Наша стратегия на сегодня — делать небольшие шаги, смотреть, в том ли направлении идем, если нужно — как-то корректировать курс. По сути, так и появился 24au.ru в его нынешнем виде. Нам, как патриотам, очень хочется, чтобы российский, даже нет — сибирский — проект достиг успехов в масштабах страны. В этом смысле вдохновляют примеры таких компаний как 2ГИС, Яндекс — их работа ничуть не хуже иностранных аналогов, им доверяет большое количество пользователей. Мы тоже хотим заслужить доверие клиента. Рассчитываем, в первую очередь, на функциональность: что люди, попользовавшись раз нашим проектом, вернутся снова.
А еще создатели 24au.ru в реализации своих федеральных амбиций рассчитывают на тот самый кураж, который помог им на старте проекта. И признаются, что за восемь лет работы он никуда не исчез.
— Вы скучными дядьками себя не ощущаете — рутина не «съела» азарт?
— Того куража, когда ты сам что-то делаешь и запускаешь — его уже нет, он качественно изменился. Сейчас есть идеи, ты обсуждаешь их с сотрудниками, они их дорабатывают и запускают. Продукт получается общий — доля твоего участия и удовольствия она, да, размывается. Но сказать, чтобы вообще кураж исчез — нет. Мы уже не радостные юноши, но и до старости нам еще далеко. Интернет всё равно штука молодая, да и сам этот бизнес просто в силу своего содержания вряд ли превратится в рутину.
Наталья Мороз, интернет-газета Newslab.ru