Олег Геннадьевич, сегодня на государственном уровне Арктика определена как территория особой значимости для России. В чем именно, на ваш взгляд, состоит ее значение, и почему Арктика требует какого-то особого подхода? Чем продиктована такая необходимость?
Начнем с того, что за Полярным кругом находится почти половина территории Российской Федерации. Уже только это говорит о том, что Арктика по определению должна рассматриваться как территория долговременных экономических и социальных интересов государства, как площадка для реализации всесторонних проектов — как по разработке месторождений полезных ископаемых, так и развитию инфраструктуры — промышленной, транспортной, коммуникационной, туристической и т. д.
Общеизвестно, что в арктической зоне сосредоточены колоссальные запасы углеводородов, пресной воды, золота, никеля, платины, меди и другого ценного сырья. Ресурсный потенциал Арктики огромен. Между тем, например, на севере Красноярского края, на Таймыре, геологическая разведанность месторождений составляет по разным оценкам всего от 3 до 10%. Это с учетом того, что там находится мощная промышленная площадка Норильска.
При этом, инфраструктура в регионе развита слабо — нет дорог, в том числе и железной дороги, всего два аэропорта — в Норильске и Хатанге, в связи с чем, очень сложная транспортная логистика. Выручает круглогодичный морской и речной порт в Дудинке. Социальная и прочая инфраструктура, по сути, налажена только в городах Норильске и Дудинке.
Второй момент: Арктика — это ведь не только углеводороды и промышленный потенциал, это еще и безопасность государства. Причем не только в контексте деятельности МВД и Минобороны. Национальная безопасность России в Арктической зоне должна обеспечиваться и в других плоскостях. В том числе и в организации системы проживания на арктических территориях.
Необходимо комплексное взаимодействие государственных структур — силовых ведомств, служб МЧС, коммунальных, дорожных, городских хозяйств, коммуникационных структур, медицинской службы и т. д. То есть, всего того, что называется комплексом «безопасный город». На сегодня на уровне правительства РФ принято решение об отработке пилотных программ «безопасный город» в заполярных городах Норильск, Нарьян-Мар, Анадырь. Хотя мы у себя в Норильске уже в 2012 году запустили подобную локальную программу, подразумевающую комплексное взаимодействие различных служб и структур.
Проблемы развития Арктики активно обсуждают в российском правительстве. Ощущаете ли вы, что «лед тронулся» и Заполярье, наконец, станет объектом особого внимания со стороны государства?
Такое понимание есть, поскольку сейчас за Арктику ведется большая геополитическая борьба. И дело не только в энергоресурсах. Неправильно прилагать все усилия в Арктике только к добыче нефти и газа, цены на которые подвержены сильным колебаниям. Бытует даже мнение, что нефть — это вообще вчерашний день, наступает новая энергетическая эпоха, и скоро мы все пересядем на «Теслы» (Tesla — марка электромобилей — ред.), которые тоже станут стоить копейки. Но сегодняшние негативные оценки рентабельности арктических проектов способны обернуться катастрофическими последствиями отсутствия в России необходимого сырья в будущем, что вызовет проблемы в оборонных и гражданских отраслях промышленности.
Строить дороги в Арктике долго и дорого, хотя надо, но, прежде всего, необходима активизация перевозок по Северному морскому пути. Об этом на прошлой неделе говорил Вице-премьер России Дмитрий Рогозин, выступая в Совете Федерации. С учетом складывающейся ситуации на Черном море альтернативы СМП не существует. Поэтому, как сообщил вице-премьер, при финансировании и поддержке Севморпути перевозки в 2015 составили пять с половиной миллионов тонн грузов, что почти на полутора миллионов тонн больше, чем в 2013–ом.
Арктика реально становится объектом особого внимания государства, поэтому предложения от Норильска по развитию арктической зоны, которые мы внесли в правительство РФ, сейчас рассматриваются в Минэкономразвития и Минстрое. Надеемся, что наши расчеты будут приняты во внимание и попадут в долгосрочную программу развития Арктики. Мы уже неоднократно публично о них говорили — наши предложения касаются сохранения и развития инфраструктуры, строительства жилых, социальных, промышленных и прочих объектов в Заполярье, а также мониторинга вечной мерзлоты.
Вы как-то говорили, что в Норильск и вообще в Заполярье не хотят идти строители. А в целом, насколько арктическая территория интересна для бизнеса, потенциальных инвесторов?
Уточню — строители пока не хотят идти. И дело тут не только в экстремальных климатических условиях и сложной логистике, из-за которых себестоимость строительства квадратного метра в Норильске выше, чем его рыночная цена. Но спрос на новые дома и не будет высок, пока в городе сохраняется достаточный ресурс уже построенного жилья. Однако, поскольку ежегодно мы вынуждены выводить из эксплуатации в среднем по одному дому, необходимость в новостройках скоро станет острее. Более того, мы надеемся, что в город будет заходить новый бизнес, новая рабочая сила, для которой понадобится и новое жилье.
И этот процесс уже происходит — например, компания «Русская платина» озвучила свои планы по строительству в Красноярском крае 110 тыс. квадратов жилья для, в том числе и на территории Норильска. И вряд ли компания будет строить их сама — это к вопросу о заинтересованности строителей в нашем регионе. Плюс — помимо жилья работникам «Русской платины», их семьям понадобится дополнительная инфраструктура, к примеру, те же детские сады, очереди в которые у нас сейчас нет, но со временем потребность появится, и их тоже надо будет строить.
Что касается бизнес-климата в целом, то, я считаю, что он у нас достаточно привлекательный. Норильск — территория со стабильным фондом оплаты труда и высоким уровнем дохода населения. Это важное преимущество в условиях, когда на других территориях наблюдается снижение спроса и покупательской способности. На сегодня в городе уже практически не осталось незанятых ниш для бизнеса, но с приходом новых игроков — повысится конкуренция, что улучшит качество услуг и товаров для наших жителей.
Тем не менее, есть какой-то бизнес, прихода которого вы особенно ждете?
Мы регулярно проводим опросы среди населения на тему «чего не хватает в городе?». И последние годы норильчане регулярно отвечают — высокоскоростного интернета. Мы, конечно, имеем доступ в интернет, но пока только спутниковый — а это достаточно медленно, дорого и создает проблемы в коммуникации не только для жителей, но и для предприятий, и для муниципальной власти. Когда ты полчаса не можешь опубликовать заявку на электронной площадке торгов, это, знаете ли, раздражает.
Технологическое неравенство планируется устранить к 2017 году. Градообразующее предприятие сейчас занимается прокладкой оптоволоконной линии связи, и мы рассчитываем, что высокоскоростной интернет будет обеспечивать не только нужды бизнеса, но станет доступен и для всех норильчан.
На КЭФе было подписано соглашение между Красноярским краем, Норильском и «Норникелем» о сотрудничестве в сфере модернизации инженерной инфраструктуре и жилищного фонда. Что конкретно подразумевает эта договоренность?
Это дополнительное соглашение к уже имеющемуся документу по развитию инфраструктуры в Норильске. Еще в 2010 г. стороны подписали соглашение о сотрудничестве по модернизации и развитию объектов социальной и инженерной инфраструктуры и жилищного фонда Норильска. Одним из пунктов было обязательство «Норникеля» построить в городе плавательный бассейн. Однако, поскольку в Норильске в настоящее время уже работают 3 бассейна, есть аква-зона с самым северным в мире аквапарком, рассчитанном на 1,5 тысяч посетителей в день, то в процессе переговоров мы пришли к выводу, что эту часть соглашения нужно изменить.
Сейчас городу нужнее спорткомплекс для проведения соревнований по мини-футболу, волейболу и другим игровым видам спорта. Дело в том, что в настоящее время в Норильске подобного объекта нет, и, к примеру, футбольные матчи мы вынуждены проводить в ледовом дворце, для чего нужно закрывать лед, что создает неудобства для хоккеистов, фигуристов, да и болельщиков.
Можно сказать, что спорткомплекс — это заказ норильчан. По соглашению «Норникель» берет на себя обязательства построить такой универсальный спорткомплекс для города «под ключ». Причем уже не как коммерческий проект, а как объект, который будет передан в собственность муниципалитета. Предполагается, что только зрителей спорткомплекс сможет вместить до двух тысяч человек. Здесь же будут заниматься детско-юношеские спортивные школы города.