Хоррор, как известно, работает тем лучше, чем ближе его события к дому. Молодая семья с ребёнком берёт подержанную тачку по неожиданно привлекательной цене, которая оказывается таковой далеко не случайно — куда уж ближе. «Маршрут построен» берёт такой простейший, но действенный заход, и уверенно выжимает из него полтора часа дельной и неглупо придуманной жути.
Режиссёр: Олег Асадулин
В ролях: Светлана Устинова, Павел Чинарёв, Виталия Корниенко, Кристина Шаповалова
Продолжительность — 82 мин.
Нет, подбирать костюм для церемонии торжественного внесения в зал славы мирового хоррора, конечно, рановато. «Маршрут» периодически ощутимо сбоит. Явно видно, к примеру, что никто из творческой группы фильма, ни авторы, ни постановщик, ни исполнители главных ролей ещё не познали родительских радостей — взаимодействие главных героев со своей дочкой прописано и сыграно на редкость неубедительно. Главная болевая точка любого хоррора с идеями - финал - тоже вызывает вопросы. Как интересный трюк здешний финал работает отлично (ну, и видно, что ребята внимательно смотрели всякую современную жанровую классику типа «Кровавой жатвы» Александра Ажа), но что именно он привносит в фильм с точки зрения высказывания — вопрос.
С высказыванием тоже получается любопытно. Семейная пара с ребёнком попадает во власть призрака — но чего именно хочет эта потусторонняя сила, авторы «Маршрута» так толком и не смогли определиться. Для простого зла, жаждущего убивать всё подряд, она действует слишком осмысленно и хитро — но конкретных целей за этой хитростью часто не разобрать. Здорово, конечно, что парни предлагают нам задуматься о том, как генерируется подобное мистическое зло (пущенное на титрах объяснение появления призрака в машине пугает в том числе и своей будничностью) — но сделать из него полноценного персонажа со своей программой действий немного не вышло.
Но, чёрт подери — вы не представляете, какая это радость, обсуждать в контексте отечественного ужастика большие вопросы построения истории, а не базовую некомпетентность людей, взваливших на себя жанровую задачу, которую они не в состоянии потянуть.
В «Маршруте» всё в порядке с атмосферой сгущающегося ужаса, плюс он довольно точно бьёт в уязвимые точки нашей будничной реальности (уроды на дорогах, пустые междугородние трассы).
Актёрский дуэт Чинарёва и Устиновой, быть может, не вытягивает роли родителей, но вот в качестве супругов, надоевших друг другу настолько, что раздражение неминуемо прорывается даже сквозь попытки сохранять самую базовую коммуникацию, они абсолютно убедительны. Сюжет очень грамотно выстроен так, что потусторонние напасти, случающиеся с ними, в большинстве случаев работают отражениями вполне реальных моментов в отношениях героев.
«Маршрут построен» — короткое, действенное, неглупое, злое и, да, довольно безысходное кино, за которым стоят люди, умеющие думать и решать поставленные самим себе художественные задачи. Как здорово по делу говорить всё это в адрес русского жанрового фильма.
Вердикт — не до конца продуманный, но неглупый и эффектный отечественный фильм ужасов