Роман, что лёг в основу фильма, сорок лет назад написал англичанин Джеймс Баллард, автор «Автокатастрофы», получившей скандальную известность в экранизации Дэвида Кроненберга. Его основной приём — холодный взгляд на изъяны общества, вытащенные под писательский микроскоп при помощи какой-нибудь условности, жанровой, сюжетной, ещё какой-нибудь. В «Высотке» разыгрывалась классовая антиутопия в миниатюре — отдельно взятый элитный дом становился замкнутой моделью общества, в котором волей обстоятельств перегорали все социальные сдерживающие механизмы.
Режиссёр: Бен Уитли
В ролях: Том Хиддлстон, Джереми Айронс, Сиена Миллер, Люк Эванс, Элизабет Мосс, Джеймс Пьюрфой, Стейси Мартин
Продолжительность — 124 мин.
Продюсер Джереми Томас пытался экранизировать «Высотку» больше тридцати лет. Среди претендентов в постановщики в разное время ходили Николас Роуг и канадец Винченцо Натали — а снял всё в результате англичанин Бен Уитли, автор горячечных картин вроде «Списка смертников» и «Поля в Англии».
Уитли отлично чувствует фактуру безумия и умеет навести гротескной сюрреалистичной атмосферы, но того холодного интеллектуального отстранения на грани с презрением, что переполняло баллардовскую прозу, ему категорически недостаёт. Условность романа, в котором происходило столкновение не полнокровных героев, но воплощенных в схематичные персонажи идей, на экране себя чувствует немного неловко. Уитли словно засматривается на шахматные фигурки там, где нужно следить за развитием партии, и промахивается на обоих фронтах — и партия не вырисовывается чётко, и пешки и слоны от подобного пристального внимания не превращаются в людей.
«Высотка» богата и стилем, и атмосферой, и многочисленными гротескными деталями, и эффектными сценами, и убедительно зловещим юмором. Но попытки фильма найти за этой вычурной и насыщенной формой столь же убедительное содержание по большей части остаются именно попытками.
Да, капиталистическое общество самим своим устройством предполагает, что ты должен жрать кого-то ещё, независимо от того, в какой части пирамиды твоё место — наверху, снизу, или где-то посередине. И все идеалистические потуги занять нейтральную позицию обречены на провал — или ты, или тебя, третьего не дано. Ок, хорошо — но «Высотка» вполне успешно постулирует всё это уже к середине, и дальше ещё час только наматывает кровавые круги по беговой дорожке.
Плюс в своей условности авторы фильма периодически забывают проговорить важные узловые моменты своей истории, видимо, предполагая, что условность всё объяснит. Но конкретный момент, когда напряжённость между верхними и нижними этажами переходит от кипения под крышкой к конкретному физическому противостоянию, в «Высотке» теряется где-то между монтажных склеек. Красивая кровавая картинка с участием множества неплохих европейских артистов, то есть, не очень складывается в столь же красивое и насыщенное высказывание. Зато есть первая новая песня Portishead за восемь лет — причем кавер на Abba, ух ты! Тоже хлеб.
Вердикт — стильная и красивая экранизация сложной книги, справляющаяся с иллюстрированием, но не очень с содержанием