>
>
>
Как это сделано: авиатренажер

Как это сделано: авиатренажер

26.04.2016
15
В кабине авиатренажера Ту-154М

Мечта c детства

Центр виртуальной авиации RUNWAY29
Год создания: 2014
Авиатренажер, созданный в центре, позволяет пилотировать Ту-154М при любых погодных условиях, в различных аэропортах и на любой местности, имитировать различные полетные режимы, включая отказ систем

«Любовь к авиации прививается только с детства, — рассказывает создатель авиатренажера и директор компании RUNWAY29 Иван Клепцов. — Будучи еще школьником, жил в деревне, туда часто прилетали вертолеты и самолеты, ходил, глазел на них, и просился в кабину — полетать. Потом отец достал откуда-то часть кабины от Ан-2 — о таком подарке можно было только мечтать!».

Страсть к небу и определила дальнейшую профессию — Иван стал авиационным инженером; работал в красноярской авиакомпании, затем переучился на инженера вертолета — летал по всей России и за рубежом. Всё это время зрела идея — открыть свое дело — обязательно связанное с авиацией. К идее создания авиатренажера подтолкнул случай.

«В 2010 году на Гаити случилось крупное землетрясение, спустя месяц после этого происшествия был там по работе и познакомился с иностранным пилотом, который показал мне готовый авиатренажер 727-го Боинга, тут я и понял, что ничего не мешает мне сделать то же самое, но на базе Ту-154М», — вспоминает Клепцов.

Живая легенда

Легендарная «тушка» была выбрана не случайно. О ней слышали даже те, кто ни разу не поднимался в небо. Ту-154 — своего рода долгожитель: первый его полет состоялся еще в 1968 году. Кроме того, это еще и самый массовый советский реактивный пассажирский самолёт.

«К нам не раз приходили иностранные пилоты — например, из немецкой авикомпании Lufthansa. Когда они останавливались в отеле, обращались к администратору и просили записать их на авиатренажер. Для них это возможность прикоснуться к классике — потом с восторгом рассказывают коллегам, что в России полетали на том самом Ту-154».

Модель самолета Ту-154М

С небес на землю

«Когда я начал подробно изучать руководство по технической эксплуатации Ту-154, то пришел к выводу, что на сбор кабины по частям и ее „оживлению“ уйдет не меньше 5 лет, — вспоминает автор проекта RUNWAY29. — Появилась мысль купить кабину целиком. За несколько месяцев находил много объявлений о продаже Ту-154 и кабины отдельно. Казалось бы, неплохие варианты, но все продавцы оказались простыми аферистами, так что до заключения договора и оплаты дело даже не доходило».

Наконец, была найдена подходящая кабина, но в другом городе. Когда Клепцову сообщили стоимость доставки, руки у него опустились — за перевозку кабины ЖД или автотранспортом выходило около 500-600 тысяч рублей.

«Я уже хотел было отказаться от своей затеи, но произошло, можно сказать, чудо. Мой дальний родственник — не последний человек в авиации, узнав о моей идее, дал номер телефона. Позвонил — оказалось, есть нужный самолет недалеко от Красноярска».

Однако и тут возникли сложности. Целый год пришлось ждать документы о списании самолета, а когда его наконец-то можно было забирать, выяснилось, что сделать это не так-то просто.

«Только на подготовку к резке — чтобы отделить кабину — ушло больше двух недель. При перевозке в город тоже возникли проблемы: максимальный размер по ширине кабины составлял 357 см, что выходило за рамки допустимых габаритов для перевозки без спецразрешения. Был нанят грузовой автомобиль с тралом, сделали разрешение».

Не покладая рук

После того как кабину завезли в ангар в Красноярске, началась кропотливая работа: нужно было снять все панели и приборы, электропроводку, очистить кабину от мусора, грязи и пыли.

«Все внутренности были извлечены, удалено 150 кг электропроводки, произведена комплексная мойка как приборных панелей, так и самой кабины. Некоторые детали пришлось отмывать особо тщательно — делал это в ванной комнате у себя дома», — рассказывает Клепцов.

В результате получилась конструкция весом 3,5 тонны. Сдвинуть с места ее было практически невозможно, поэтому для дальнейшей транспортировки сделали силовую платформу с возможностью установки на нее автомобильных колес.

«Полет нормальный»

Полностью собранный, рабочий авиатренажер Ту-154М производит впечатление на любого, даже равнодушного к авиации и полетам человека. Картинка за окном кабины хоть и виртуальная, но мозг обманывается на все 100%. Штурвал передает рукам усилие, приборы подают сигналы, а все звуки, включая шум от работы двигателей и раскаты грома, максимально достоверны. Если вдруг попали в грозовое облако, то особо крупные градины даже оставляют «трещины» на стекле.

«Программное обеспечение позволяет моделировать любую погоду, время суток и ландшафт, — рассказывает создатель авиатренажера. — Хотите побывать в аэропорту, который видели только на фото? Выбирайте любой из 20 тысяч. При желании можно облететь хоть весь земной шар — в симулятор заложены спутниковые снимки любого места».

Уникальность авиатренажера в том, что он позволяет многократно отрабатывать взлет, посадку, и сам полет в любых нештатных ситуациях — в реальной жизни такие ошибки для пилота не допустимы.

«К нам приходят не только обычные люди, давно „болеющие“ авиацией — один из наших посетителей „летал“ уже 30 раз, — но и действующие пилоты, — говорит Иван Клепцов. — Кто-то из них на „тушке“ никогда не летал, но хочет попробовать, а кто-то — проигрывает маловероятные, но возможные сценарии полета. Ну а кроме того, это просто интересно — посмотреть, как работает эта штуковина».

RUNWAY29
Адрес: Красноярск, пр. Металлургов, д. 2В, бокс 18
Тел.: (391) 272-62-02
Группа
вконтакте: vk.com/runway29
Сайт: 29r.aero

Полетать на тренажере приходят даже семьями — с маленькими детьми, девушки часто дарят своим избранникам подарочные сертификаты. Тем, кто никогда в жизни не сидел за штурвалом, помогает пилот-инструктор. Краткий инструктаж можно пройти всего за 5-10 мин, ну а остальное — уже в процессе полета. Но и при таких ускоренных темпах часто образуется очередь из клиентов.

«Пик сезона — с января по март. В эти месяцы у нас занят весь полётный день — а это 10 часов работы. Часто приходят компаниями по 2-3 человека; берут, как правило, один час — этого вполне достаточно, чтобы ощутить всю прелесть полёта».

В планах Ивана — апгрейд действующего авиатренажера, а так же создание нового — на базе самолета Ан-2:

«Если „тушка“ — самолет „серьезный“ — на нем сильно не полихачишь, то управление Ан-2 дарит особую радость и драйв. Управлять им намного проще, легче держать в руках штурвал. Скорость сваливания у него очень низкая — даже при 60 км/ч самолет остается полностью управляемым. Кроме того, посадить его можно прямо в чистом поле. Если всё пойдет по плану, то на Ан-2 можно будет полетать уже этой осенью».

Авиатренажер Ту-154М в Красноярске

Видео: vk.com/runway29

Стоимость полета в центре виртуальной авиации — от 2 тыс руб за 30 мин. Час обойдется в 3 тыс руб., 1,5 часа — 4 тыс руб., а за 5 тыс руб можно летать целых два часа.

Богдан Богданов, интернет-газета Newslab.ru

Рекомендуем почитать