>
>
>
Экзамен по контракту

Экзамен по контракту

22.08.2016
4

Перед тем как попасть на работу, все проходят через собеседование: оно кажется самым естественным и простым способом выбора лучших. Но можно ли считать этот способ точным?

В прошлом году Национальное бюро экономических исследований (NBER) — крупнейшая некоммерческая экономическая исследовательская организация в США — провело эксперимент и доказало, что опыт и интуиция может подвести рекрутера.

Исследователи наблюдали за наймом на 300 тысяч вакантных мест в 15 компаниях. Часть нанятых кандидатов была отобрана людьми, а часть — принята по результатам тестирования и рекомендации компьютера.

Работники, которых рекомендовала машина, в среднем оставались работать на своей должности на 8% дольше остальных, а нанятые рекрутерами сотрудники работали ничуть не лучше тех, кого выбрала машина.

Выходит, обычного собеседования недостаточно, чтобы выбрать идеального кандидата. Именно поэтому во многих компаниях используют другие методы оценки.

Кейсы и тестовые задания

Зачем нужны: чтобы проследить за ходом мысли кандидата и узнать о его способностях к решению профессиональных задач.

Кто использует: 61% работодателей. Не все из них используют профессионально разработанные тесты, иногда это несколько вопросов в рамках собеседования.

Тесты на знание профессиональной области

Зачем нужны: для проверки профессиональных знаний кандидата, его компетентности. Заодно могут подтвердить или опровергнуть сведения, указанные в резюме.

Кто использует: 44% работодателей. Чаще всего такие тесты проходит инженерный и технический персонал.

Личностные тесты и опросники

Зачем нужны: чтобы понять, что на самом деле мотивирует кандидата, и какие компетенции он может проявить в работе. Не каждый человек на собеседовании может себя «продать» и убедительно рассказать о своих сильных сторонах. Личностные тесты и опросники могут сделать это за него.

Они не оценивают человека и не пытаются выявить его проблемы, как на приеме у психолога. Рекрутеров интересует именно особенности поведения человека в рабочих ситуациях, сильные и слабые стороны кандидата и его склонности. Например, умение убеждать, склонность к управлению, к общению с клиентами, к работе в команде, умение следовать инструкциям и анализировать свою работу.

Кто использует: 22% российских работодателей.

Какие бывают: профессиональный личностный опросник OPQ, опросник Р. Кэттелла, Миннесотский многофакторный опросник, некоторые личностные опросники Г. Айзенка и другие. Профессиональный личностный опросник OPQ используют многие работодатели на hh.ru: они могут предложить соискателю пройти его онлайн, а результаты тестирования потом посмотреть у себя в личном кабинете.

Ассессмент-центр

Зачем нужен: чтобы увидеть человека «в деле», работающим над задачей в условиях, приближенным к реальным.

Ассессмент-центр может длиться как три часа, так и три дня — в зависимости от требований к позиции и желания работодателя. Обычно в его основе лежит деловая игра, в рамках которой несколько кандидатов вместе работают над решением бизнес-задачи и представляют свое решение комиссии. Соискателю предстоит самопрезентация, индивидуальная и командная работа. Часто в ассессмент-центр включены различные личностные тесты и тесты способностей.

Кто использует: 16% работодателей. Этот метод долгий и дорогой. Чтобы организовать его правильно, компаниям часто приходится обращаться к внешним исполнителям. Из-за сложности и дороговизны ассессмент-центр, или центр оценки, используют чаще всего для подбора на самые значимые позиции в компании — менеджеров по продажам, закупкам, сервисного персонала, руководящего состава.

Тесты способностей

Зачем нужны: для выявления способностей кандидата к обучению и работе с разными типами информации. Это могут быть тесты креативности, вербальных, числовых, музыкальных способностей и так далее. Именно способности определяют успех обучения, профессиональной деятельности и творчества.

Тесты способностей включают задания не только на интеллект, но и на внимание, память и восприятие. Помогают понять, подходит ли кандидат для того или иного вида деятельности. Они широко используются в западных странах для профессиональной ориентации и расстановки кадров в армии, на флоте и в государственных учреждениях.

Кто использует: 15% российских компаний. Часто его используют для оценки молодых соискателей и тех, кто хочет сменить род деятельности: тест показывает возможности кандидата при недостатке опыта, когда ему придется активно осваивать новые знания. Тесты вербальных и числовых способностей используют некоторые работодатели на нашем сайте.

Тесты на знание иностранных языков

Зачем нужны: проверить, действительно ли у вас intermediate, как вы написали в резюме.

Кто использует: 10% российских компаний. Особенно популярны при приеме на административные должности — например, при найме секретарей.

Детектор лжи

Зачем нужен: полиграф популярен в тех отраслях, где ложь и воровство неприемлемы для бизнеса. На детекторе лжи проверяют потенциальных работников крупных складов и сотрудников банков, тестируют будущих работников спецслужб.

Кто использует: 4% российских компаний.

Фото: pixabay.com

Оксана Штейнебрейс, руководитель направления продаж компании HeadHunter в Красноярске

На правах рекламы

Рекомендуем почитать