Как не ошибиться в выборе
«Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» — ответ на этот вопрос, как правило, не вызывает особых затруднений у детей. Они называют самые очевидные варианты — «космонавтом», «врачом», «певицей», с легкостью представляя себя покорителем Марса или добрым доктором. Однако, когда дело доходит до выбора реального — профессионального училища или вуза — начинаются трудности.
Одни подростки понимают, что на протяжении всех школьных лет так и не определились с профессией; другие в своем выборе сомневаются. Желая помочь любимому чаду, родители добиваются обратного эффекта — только усугубляют и без того непростую ситуацию, настаивая на своих вариантах. Итог всегда один: ребенок вынужденно соглашается с выбором родителей, а затем «тянет лямку» сначала в институте, а затем и на нелюбимой работе.
Бывают и другие сценарии — подросток разочаровывается в выбранной профессии, потому что теоретические представления о будущей специальности расходятся с практикой работы. К примеру, ИТ-разработка оказывается вовсе не фильмом «Матрица», как это представлялось, а довольно сложным и требующем усидчивости занятием — романтики в нем мало. Увы, но признаться в этом самому себе и родителям еще во время учебы в вузе решаются единицы. Большинство же придерживается стратегии «главное получить „корочки“, а потом разберусь». Результат все тот же — нелюбимая работа.
Эксперты от образования сходятся во мнении, чтобы сделать правильный выбор будущей профессии, нужно соблюсти два важных условия. Первое — это должно быть собственное, а не навязанное извне, родителями или педагогами, решение подростка. И второе — оно должно быть принятое на основе реальной практики, а не потому, что кто-то рассказал подростку о его будущей специальности или показал ему красивую картинку.
Раньше эту задачу неплохо решали учебно-производственные комбинаты (УПК), на базе которых старшеклассники не в теории, а на практике получали азы различных профессий — от водителя до швеи. Сегодня познакомиться с основами и правилами взрослой жизни и «примерить» на себя не одну, а десяток-другой профессий можно в специальных детских центрах. Один из них — «Чадоград» — недавно открылся в Красноярске.
В поисках работы мечты
Мэрия, больница, полиция, парикмахерская, дворец искусств и еще с десяток других учреждений — именно так выглядит детский город профессий. Но это не только и не столько место для развлечений, хотя трудно уйти из такого чудо-града без положительных эмоций. В первую очередь, это профессиональная ориентация детей и новые знания, завернутые в «яркую обертку».
Первым делом ребенок заходит в банк и обменивает свой входной билет на первоначальный капитал — червонцы, это валюта «Чадограда». Тратить ее можно на обучение, а зарабатывать — пробуя себя в разных профессиях. Например, «поработать» в автошколе, больнице, мэрии и кухне ресторана, побыть полицейским или заняться рукоделием, освоить азы археологии, на практике понять, в чем заключается работа оформителя, киномеханика, радиоведущего или пожарного. Всего в детском городе можно овладеть более 50-ю профессиями.
Как и во взрослой жизни, тут есть «карьерная лестница» — прежде чем стать руководителем, ребенку предстоит освоить несколько рабочих специальностей. Это еще одна «фишка» «Чадограда» — в нем не воспитывают только лишь «белых воротничков», а прививают интерес и к рабочим профессиям, о дефиците кадров в которых сегодня говорят с самых высоких трибун. Одна из базовых профессий — «мастер частоты»; простая и нужная, она всегда пользуется интересом со стороны ребят.
За безопасностью детей следят наставники, они закреплены за каждой мастерской. Инструкторы, как правило, студенты профильных вузов, помогают разобраться детям в тонкостях той или иной профессии. Ведь «Чадоград» — это не просто интересный досуг, это досуг с пользой. Он наглядно демонстрирует, что прячется за абстрактным словом «работа», помогает открыть для себя самое интересное в разных специальностях и определиться с профессией будущего.
Чудо для чада
«Чадоград» — это настоящий город, пусть и в миниатюре; в нем есть дома, улицы, транспорт. Такой подход к организации парка профессий не случаен: максимальная реалистичность обстановки — это важный элемент. Дети не просто играют в парке во взрослых, а проживают в нем настоящую жизнь. И как результат, более осмысленно и серьезно подходят к выбору и освоению профессий.
Так, для обучения на пожарного и спасателя есть настоящая автоцистерна на базе ЗиЛ-130. Профессия пилота и стюардессы осваивается с помощью самолета Ан-2, тоже настоящего. Чтобы получить водительское удостоверение, нужно пройти обучение в автошколе и сдать экзамен; а в обучении профессии автомеханика используется настоящий мотор и автомобиль. Азы профессии киномеханика постигаются на настоящем кинопроекторе; в кемпинге ставят палатки и учатся «читать» карту.
Максимально близко к реальности организована и сама жизнь «Чадограда». Тут есть и уже упомянутая социальная лестница — проходя ступеньки которой можно зарабатывать деньги и осваивать новые профессии; в парке можно получить карту жителя — уникальный документ, открывающий массу возможностей, например, с его помощью можно стать обладателем водительских прав. Перед уходом накопленные деньги можно положить на свой счёт в банке и воспользоваться ими при следующем посещении.
Фото: kras.chadograd.ru
На правах рекламы