Расскажите о себе — где вы родились, где учились, кем работали до переезда?
Я коренной красноярец; в Красноярске я вырос и до отъезда в США прожил практически всю жизнь. Вслед за дедом и мамой окончил школу № 10, позднее, в 2005 году — эконом тогда еще КГУ.
После университета попал в банковскую сферу, занимался сопровождением автоматизированных банковских систем (ПО, в котором ведется учет операционной деятельности). Это работа на стыке IT и банковского бухучета, она предполагала, с одной стороны, понимание технического устройства системы и умение работать с ее внутренностями, с другой — умение поговорить на одном языке с начальником операционного отдела или главбухом. Позднее, когда замаячила возможность переезда, я стал переключаться на что-то менее привязанное к российской специфике и более востребованное «там». В последние годы перед переездом я занимался корпоративными базами данных на СУБД Oracle; этим я продолжаю заниматься здесь в США.
Моя жена, Даша (чья история, на самом деле, интереснее моей), впервые оказалась в США в 1999 году, переехав с семьей в Сан-Франциско — ее отец, IT-специалист, вместе с несколькими друзьями нашел там работу во время бума доткомов. Прожив в Штатах несколько лет, она захотела большей самостоятельности, и вернулась в Красноярск, одна. Здесь она поступила в медуниверситет и закончила его, здесь же мы и познакомились.
В 2013 году Даша поступила в ординатуру в США, годом позже туда приехал я, а еще через полгода к нам прилетела наша собака Фёкла. Сейчас мы живем в Минеоле — это пригород Нью-Йорка, один из множества небольших городков на Лонг-Айленде в получасе езды от Манхэттена.
Нужно ли готовиться к переезду? Или импульсивное решение — единственный способ уехать с вероятностью 100%? Как было в вашем случае?
Я получил вид на жительство как супруг резидента США — на тот момент у Даши уже была грин-карта, хотя с момента своего отъезда она и бывала в Штатах от силы раз-два в год, в гостях у родителей. После свадьбы, не имея на тот момент никаких конкретных планов, и больше из соображений «пусть будет», мы подали заявление. Карту я получил три года спустя, в 2014 году. За эти три года мы успели съездить поработать в Москву и обзавестись своим жильем в Красноярске.
С одной стороны, окончательное решение переехать было скорее импульсивным. Большие перемены страшат. Но в какой-то момент я махнул рукой, сказал «Поехали!», и через три дня сел в самолет до Нью-Йорка с легкой сумкой в ручной клади, в которой были только ноутбук и одежда на первое время. Переехавшая годом раньше Даша тоже сомневалась практически до момента отъезда.
С другой стороны, переезжая, мы оба говорили на английском, и точно знали, чем будем заниматься на новом месте. Даша подтвердила российский диплом медицинского вуза и поступила в ординатуру, сдав для этого кучу государственных экзаменов и пройдя несколько интервью, а я окончательно переключился на востребованную в США специальность (впрочем, этим я бы занялся вне зависимости от планов на переезд по ряду других причин). Всё это, конечно, заняло какое-то время и потребовало определенных усилий.
Совсем не заморачиваться, наверное, возможно, но бросать всё дома и переезжать на другой конец света, чтобы потом там работать в «Старбаксе» — это выше моего понимания. Впрочем, многих это совершенно не смущает.
Переезд за рубеж в вашем случае — это уехать туда? Или уехать отсюда?
Это никогда не было «уехать отсюда». Я люблю Красноярск со всеми его плюсами и минусами (которых, чего уж там, немало), и на жизнь в нем никогда особенно не жаловался. Даже имея на руках вид на жительство, я не хотел уезжать — инициатива исходила от жены, и по большому счету я просто позволил себя уговорить.
Вообще, типичный сценарий профессиональной эмиграции программиста средней руки в США подразумевает длительный процесс получения рабочей визы и «крепостное право» после переезда, по крайней мере в первые годы — зарплата ниже рынка, смена работодателя нетривиальна, возможность легально работать у членов семьи отсутствует, зато всегда есть риск быть уволенным и отправиться домой. Только спустя годы можно попытаться получить вид на жительство и начать жить спокойно.
Мне повезло — у меня появилась возможность стартовать сразу с последнего этапа, не прикладывая к этому сверхусилий и особо ничем не рискуя, но имея при этом возможность быстро получить многое. В конечном счете я решил попробовать.
Вы чувствуете себя чужим? Как живется русским в США? Как к ним (и к России в целом) относится местное население?
Чужим? Разумеется. Я прожил в России 30 лет, я не питаю иллюзий и даже не пытаюсь стать «американцем». Вообще, этот переезд для меня — что-то вроде длительной командировки, приключения, но никак не попытка ассимилироваться. Возможно, дело в том, что я в принципе не самый коммуникабельный человек, но два с половиной года спустя моя лента в Фейсбуке всё еще на 80% состоит из России и Красноярска.
К русским здесь относятся никак. Ну то есть примерно так же, как и ко всем остальным — Нью-Йорк иммигрантский город, здесь половина жителей откуда-нибудь, да приехала. На моей предыдущей работе было очень много индусов (впрочем, они тут вообще везде), на нынешней к ним добавились китайцы, у жены в госпитале немало выходцев из Южной Америки, Азии и даже из Африки. Здоровое любопытство, конечно, присутствует — иногда люди расспрашивают, как у нас устроена жизнь, но не более того. Про политику за всё время я здесь говорил раза три, и все три раза это был small talk с вопросами вроде «как у вас относятся к Путину?» или «что там случилось с Украиной/самолетом?». Откровенного негатива не слышал ни разу.
Русских здесь много, родную речь я слышу регулярно. Сначала это было странновато, потом привык, и сейчас уже почти не обращаю внимания.
Трудно ли найти работу/жилье?
Переехав, я начал искать работу во вполне конкретной сфере IT. На тот момент здесь была пара человек, к которым теоретически можно было обратиться за помощью, но я подумал, что это неспортивно, и стал искать сам. Я был уверен в своей конкурентоспособности как специалиста, но в то же время даже близко не думал, что меня ждут с распростертыми объятиями.
В принципе, примерно так всё и получилось — поиски заняли два месяца, и большая их часть прошла в бесплодных попытках попасть хоть на какое-нибудь интервью; работодателям нравилось резюме, но они мгновенно исчезали, стоило лишь сказать, что я приехал сюда два месяца назад — все хотели найти уже адаптированного к местным реалиям специалиста. Но первая же компания, которая всё-таки решилась пригласить меня пообщаться лично (как мне потом рассказали, очень неохотно, и из тех же соображений, но рекрутеру удалось их убедить), сделала мне оффер (предложение) быстрее, чем я приехал домой с собеседования.
Там я проработал чуть больше полутора лет. Искать следующую работу, имея американский опыт и рекомендации от американского работодателя, было намного легче.
Уезжая из России, с кем было тяжелее всего расставаться?
Я не буду оригинален — разумеется, это семья. Мама приезжала к нам пару раз — сначала просто в гости, потом понянчить родившуюся полгода назад внучку; у отца пока не получилось вырваться. Я сам стараюсь приезжать домой при любой возможности — за последние два года я был в Красноярске в отпуске трижды — но всё равно этого мало.
Экономика вашей жизни в новой стране: больше/меньше зарплата, больше/меньше траты?
Я программист в большом инвестиционном банке; моя жена в прошлом году закончила ординатуру и заключила контракт с одним из госпиталей на Лонг-Айленде. И то, и другое — высокооплачиваемая даже по американским меркам работа, жаловаться нам не на что. Сравнивать доходы с красноярскими бессмысленно.
Расходы, впрочем, тоже. Нью-Йорк и его окрестности — дорогое место для жизни. Я недавно посчитал — просто съездить на работу на Манхэттен мне обходится примерно в 40-50 долларов (2,3-2,9 тыс. рублей) в день (пригородная электричка, метро, легкий обед в забегаловке, кофе попить — в общем, ничего особенного).
Здесь очень дорогое жилье — хорошая квартира даже далеко за городом обойдется в несколько тысяч в месяц.
Медицина при наличии страховки почти ничего не стоит (за исключением стоматологии — там я как-то отдал $400 (23,3 тыс. рублей) за одну пломбу белого цвета, которая страховкой не покрывалась), но если страховки нет — вероятно, у вас проблемы. Страховку обычно дает работодатель на период работы; в прошлом году мы оба меняли работу, и пару месяцев пришлось платить за страховку самим — это стоило около $2000 (117 тыс. рублей) в месяц.
Сколько вы уже живете в США? Были ли мысли вернуться в Россию?
Я в США почти три года, Даша — почти четыре. Я обычно не строю далеко идущих планов — они редко сбываются — но вернуться в Россию было планом изначально, и до сих пор им остается. Вероятно, мы вернемся несколько позже, чем планировали — в результате всем известных событий в 2014 году в стране кое-что поменялось, и мы, наверное, сначала захотим понять, чем всё это закончится — но в целом я не представляю себя живущим в США, условно говоря, еще десять лет.
Кирилл Леонтьев специально для интернет-газеты Newslab.ru